· сравнительного конкурентного анализа за одинаковые периоды;
· анализа динамики эффективности гостиничного бизнеса путем сравнения показателей текущего периода с показателями предыдущего аналогичного периода (соответственно, и при оценке сезонных колебаний).
Кроме того, гостиничные предприятия классифицируют по различным критериям, среди которых:
1. уровень комфорта,
2. количественные показатели номерного фонда,
3. функциональное назначение,
4. месторасположение,
5. продолжительность деятельности,
6. обеспеченность питанием,
. продолжительность пребывания,
. уровень цен и др. [25].
Наиболее важным и заметным критерием является уровень комфорта, который положен в основу всех существующих мировых систем сертификации (аттестации, присвоения класса). Классификация гостиничных предприятий по уровню комфорта играет огромную роль в решении вопросов управления качеством гостиничных услуг [30].
Уровень комфорта - это комплексный критерий, слагаемыми которого являются:
· состояние номерного фонда: площадь номеров, доля одноместных (однокомнатных), многокомнатных номеров, номеров-апартаментов, наличие коммунальных удобств в номерах и т.д.,
· состояние мебели, инвентаря, предметов санитарно-гигиенического назначения и т.д.,
· наличие и состояние предприятий питания: ресторанов, кафе, баров и т.д.,
· состояние здания, подъездных путей, обустройство прилегающей к гостинице территории,
· информационное обеспечение,
· техническое оснащение (наличие телефонной связи, телевизоров, холодильников, мини-баров, мини-сейфов и т.д.),
· обеспечение возможности предоставления ряда дополнительных услуг.
Указанные параметры оцениваются практически во всех имеющихся сегодня системах классификации гостиниц. Кроме того, ряд требований предъявляется к персоналу и его подготовке: образованию, квалификации, знанию языков, внешнему виду и поведению [29].
Применяемая система аттестации средств размещения сфокусирована на экспертизе номерного фонда и, практически, не оценивает качество и содержание других важных компонентов гостиничного хозяйства.
В гостиничной деятельности этими компонентами являются: «материальная база», «стандарты качества», «структура управления», «обучение персонала», «контрольные и корректирующие мероприятия», «мотивация к труду». Все эти компоненты, в целом, имеют и иное название - «гостиничные стандарты в широком толковании». [19].
Таблица 1.2.1. Компоненты качества в индустрии гостеприимства
№ п/п |
Наименование компонента |
Примечание |
Удельный вес компонента |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Материально-техническая база |
Количественный и качественный показатели |
~30% |
2 |
Мероприятия по сертификации, классификации (и их аналоги) услуг |
Качественные характеристики обслуживания |
~20% |
3 |
Наличие и применение профессиональных стандартов и технологий обслуживания, нормативное описание производственных процессов | ||
4 |
Мероприятия по обучению персонала, повышению мотива-ции, корректирующие мероприятия при выявлении несоответствий |
~20% | |
5 |
Совершенствование структуры управления предприятием, оптимизация связей между подразделениями |
~15% | |
6 |
Контрольные мероприятия по выявлению и устранению несоответствий |
~15% |
В таблице 1.2.1 отражены факторы, влияющие на успешную работу гостиничного предприятия. В приведенной таблице компоненты ранжированы по степени их важности. Некоторые пункты могут быть объединены (напр. 4 и 6, 5 и 6). Приведенные компоненты качества не увязаны с месторасположением и окружающей инфраструктурой гостиничного предприятия и даны безотносительно к принадлежности или непринадлежности к гостиничным объединениям. Таким образом, обосновывается важная роль, которую, играют «Стандарты» в каждодневной деятельности современной гостиницы [30].