Для оценки эффективности деятельности в гостиничном бизнесе, помимо общих показателей для сферы услуг, используются специальные - отраслевые показатели.
Единовременная вместимость гостиницы определяется по числу постоянных мест. Количество место-суток в хозяйстве свидетельствует о располагаемом фонде мест в гостинице и представляется произведением единовременной вместимости гостиницы на число календарных дней в изучаемом периоде. Показатель можно рассматривать как предполагаемую пропускную способность гостиницы при условии полного использования мест. На практике, незанятость мест, номеров неизбежны как по технологическим причинам (ремонт, санитарная обработка, подготовка к размещению), так и вследствие отсутствия клиентов. Пропускная способность гостиницы оценивается располагаемыми место-сутками за вычетом место-суток пребывания фонда в технологических перерывах [8].
Служба размещения ведет регистрацию эксплуатационного состояния номерного фонда. К ежедневным характеристикам подготовки и заселения каждого номера, относятся: момент подготовки номера к заселению; моменты приезда и выезда проживающих; фамилия, имя, отчество проживающих, количество место-суток; часы простоя номера; цена проживания и сумма за проживание; цена и оплата дополнительных услуг; момент постановки на бронь, время нахождения номера в ремонте, санитарной обработке [21].
Основные оперативные показатели в средствах размещения исчисляются по следующей схеме.
. Загрузка номерного фонда (обычно рассчитывается в процентах)
,
. Показатель средней цены гостиничного номера определяет успех работы службы портье по продаже дешевых и более дорогих номеров (Цср). [21].
. Цср - число проданных номеров. Этот показатель выражает загрузку гостиницы, учитывая количество гостей на один проданный номер:
. Так как служба горничных является самой крупной по штату службой в номерном фонде, многие гостиницы используют такой показатель, как
. Коэффициент двойной загрузки необходим для планирования загрузки предприятия (К2):
6. Показатель занятости койко-мест позволяет оценить заполняемость гостиничных номеров (Kзкм):
Все эти показатели обычно подсчитываются за определенный период времени:
· за день;
· за месяц - на определенное число;
· за год - на конец года [23].
Именно сравнение этих показателей с предыдущими результатами или с бюджетом позволяет найти ключ к решению управленческих проблем и успеху в гостиничном бизнесе.
При оценке эффективности функционирования гостиниц в качестве главного показателя используется доход на доступный номер в день (Revenue per available room per day, отсюда обозначение RevPAR). Это показатель эффективности гостиничного бизнеса, отражающий среднюю за период выручку отеля за сутки в пересчете на один номер отеля:
RevPar = Rooms Revenue / Rooms Available,
где:Revenue - средняя выручка отеля от продажи номеровAvailable - количество номеров отеля, доступных в течение расчетного периода времени
Также RevPAR может быть оценочно рассчитан как:
(оценочный) = Occ% * ADR,
где:% - заполняемость (загрузка) номерного фонда отеля- средняя цена за номер [32].является одним из основных показателей, характеризующих эффективность гостиничного бизнеса, зависит от средней стоимости номеров гостиницы и их средней заполняемости (загрузки) за расчетный период. При этом важно учитывать, что данный показатель не учитывает выручку от других услуг, оказываемых отелем (например, выручку от ресторана, казино, фитнес-центра, Интернет-кафе, конференц-залов, пункта обмена валюты и т.п.) - показателем, учитывающим полную выручку отеля, является TrevPAR.показатель может рассчитываться:
· как для отдельно взятой гостиницы, так и агрегировано для группы гостиниц, объединенных по территориальному или иному признаку (например, для отелей определенного города, определенной страны, определенного типа отелей и т.п.)
· для различных расчетных периодов (например, за год, за квартал, за месяц, за неделю и т.п.)- показатель эффективности гостиничного бизнеса, который является одним из основных для инвесторов:
· при оценке инвесторами целесообразности покупки конкретного отеля;
· при принятии инвесторами решения о целесообразности вхождения на гостиничный рынок того или иного города (страны) [26].- показатель, применение которого является рекомендованным при проведении: