Миссия ОАО «Красный Октябрь» звучит следующим образом: «Приносить радость и удовольствие людям, сохраняя в своей продукции традиции качества и изысканный вкус».
Допустим, генеральной целью предприятия является укрепление своего положения на рынке и увеличение доли рынка на 4% в течение года на рынке Москвы и Московской области.
Для достижения этой цели необходимо реализовать следующие подцели:
· расширить ассортимент предлагаемой продукции - разработка и введение новых ассортиментных позиций;
· провести рекламную кампанию - выбор наиболее эффективных для данного рынка рекламных средств и их использование при проведении рекламной кампании;
· максимально покрыть рынок - расширить присутствие в сетевой рознице;
· сформировать лояльность потребителей - провести опрос потребителей с целью выявления их удовлетворенности продукцией ОАО «Красный Октябрь», выстроить систему взаимоотношений с розницей с целью максимального приближения к конечным потребителям, выявить ключевые критерии лояльности потребителей к кондитерской продукции, разработать систему мероприятий по формированию лояльности потребителей.
Иными словами, все указанные выше цели ОАО «Красный Октябрь» должны быть сформулированы по элементам комплекса маркетинга:
· product - расширение ассортимента предприятия до полного ассортимента кондитерской продукции, который существует на рынке в настоящее время путем добавления новых ассортиментных позиций;
· price - формирование цены на основе закупочных цен на сырье, а также цен конкурентов;
· place - приобретение новых производственных площадей; становление развитой сбытовой сети; выход на новые рынки;
· promotion - комплексное продвижение продукции предприятия на рынке Москвы и Московской области.
Судьба произведенной продукции во многом зависит от ее востребованности потребителями. Когда речь идет о предприятиях-потребителях, производитель может полностью контролировать свои продажи (потребителей немного, большие объемы закупок, тесные связи). Если же говорить о конечных потребителях, необходимо учитывать появление в цепочке распределения розничных посредников, от которых во многом будут зависеть объемы продаж производителя, поскольку потребители во многом ассоциируют приобретение продукции производителя с местом ее покупки.
При взаимодействии между производителем и розничным посредником на первый план должны выходить известность марки и ее качество, среди конечных потребителей, ценовая и ассортиментная политика производителя, а также условия поставок (бесперебойные поставки, кредиты, расфасовка, условия складирования и хранения). Розничный посредник может «помочь» потребителю выбрать именно товары производителя, а не конкурентов, стоящие рядом. В этом и должны заключаться взаимоотношения между производителем и розничным посредником, когда посредник берет на себя функцию доведения продукции до конечного потребителя, а производитель обеспечивает востребованность своей продукции собственными маркетинговыми усилиями и совместными с посредником мероприятиями.
Таким образом, с учетом того, что качество продукции и цены у ОАО «Красный Октябрь» и основных конкурентов примерно одинаковы, а расширение ассортимента требует значительных временных затрат, ОАО «Красный Октябрь» следует сконцентрироваться на системе распределения продукции, а именно на построение долгосрочных отношений с розничными операторами, что позволит приблизиться к своему конечному потребителю и сформировать его лояльность.
Дерево целей для ОАО «Красный Октябрь» представлено на рис. 11 [25].
Рис. 11. Дерево целей ОАО «Красный Октябрь»
Раскроем подробнее дерево целей для ОАО «Красный Октябрь», указав сроки исполнения задач и ответственных лиц.
1. Разработку новых ассортиментных позиций необходимо отдать на аутсоринг Московскому государственному университету пищевых производств, с которым у ОАО «Красный Октябрь» налажены длительные партнерские связи. Срок выполнения - 1 год (срок исполнения разработки 1 декабря 2008 года). Количество ожидаемых видов продукции должно быть не меньше 7.
2. Внедрение новых ассортиментных позиций в производство. Возложение ответственности за сроки и внедрение технологического процесса на главного технолога, а в части требований к сырью на начальника лаборатории. К работе также важно привлечь Московский государственный университет пищевых производств для консультации. Срок внедрения - с 10 декабря 2008 года.