В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес планов в зависимости от назначения: по бизнес - линиям (продукция, работы, услуги, технические решения); по предприятию в целом (новому или действующему) [8, с. 20].
В рамках одной организации может разрабатываться и общий стратегический бизнес - план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес - планы по приведённой выше типологии.
К факторам, определяющим объём, состав и структуру бизнес - плана, степень его детализации, можно также отнести: специфику вида предпринимательской деятельности; размеры предприятия; цель составления бизнес - плана; общую стратегию предприятия; перспективы роста создаваемого предприятия; размер предполагаемого рынка сбыта; наличие конкурентов. [8, с. 21]
В зависимости от цели составления бизнес - плана (в качестве плана обоснования инвестиций, для финансовых партнёров, привлечения партнёров, контрактов с персоналом фирмы) разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации. Чем крупнее рынок сбыта, тем больше количество его сегментов необходимо учитывать, а наличие большого количества конкурентов требует изучения наиболее крупных из них, их товаров и услуг, что требует усложнения структуры бизнес - плана.
На предприятии разрабатывается два варианта бизнес плана: официальный и рабочий бизнес - план. Бизнес - план - официальный документ, оформленный в соответствии с требованиями потенциальных инвесторов, партнёров по бизнесу и т.д. Для его написания необходимо собрать большой информационный материал по широкому кругу вопросов о рынках, состоянии отрасли, новых технологиях, оборудовании и т.п. Значительная часть этого материала не входит в окончательный официальный вариант бизнес - плана, потому целесообразно иметь два вида одного бизнес - плана - официальный и рабочий бизнес - план. В рабочий бизнес - план включаются все рабочие информационные материалы, сгруппированные по разделам официального бизнес - плана. Эти материалы могут иметь самый разнообразный характер (от описаний формулирования своих идей до расчётов, оформленных в таблицах произвольного вида), постоянно дополняться в процессе работы и использоваться при модернизации официального варианта бизнес - плана [4, с. 136].
Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес - плана. Рассмотрим некоторые варианты структуры бизнес - плана, предлагаемые различными авторами методических разработок по бизнес - планированию. Варианты сгруппируем в таблицу 1.
Таблица 1.
Структура бизнес - плана
№ п/п |
Первый вариант |
Второй вариант |
Третий вариант |
Четвёртый вариант |
1. |
Резюме |
Концепция бизнеса (резюме) |
Краткое изложение |
Резюме |
2. |
Предприятие |
Ситуация в настоящее время и краткая информация о предприятии |
Анализ рынка |
Место нахождения фирмы |
3. |
Продукция |
Характеристика объекта бизнеса |
Описание предприятия |
Цель деятельности (миссия) фирмы |
4. |
Рынок сбыта |
Исследование и анализ рынка (рынки и конкуренция) |
Маркетинг и сбыт |
Средства для бизнеса. Отрасль и создаваемая фирма (проект) |
5. |
Конкуренция |
Организационный план, в том числе правовое обеспечение |
Продукты (услуги) |
Описание вида деятельности (бизнеса) |
6. |
Маркетинг |
Персонал и управление |
Операции (поставки, поставщики, преимущества производственной системы) |
Продукция (услуги) |
7. |
Производство |
План производства |
Руководство и собственность |
Анализ рынка сбыта |
8. |
Организация, управление, кадры |
План маркетинговых действий |
Источники и направления финансирования |
Конкуренция и конкурентное преимущество |
9. |
Финансы |
Потенциальные риски |
Финансовый план |
Организация внешнеэкономической деятельности фирмы |
10. |
Оценка риска и страхование |
Финансовый план и финансовая стратегия |
_ |
Стратегия плана маркетинга |
11. |
_ |
_ |
_ |
Прогнозирование продаж |
12. |
- |
- |
- |
План производства |
13. |
_ |
_ |
_ |
Организационный план и менеджмент |
14. |
- |
- |
- |
Оценка риска |
15. |
- |
- |
- |
Финансовый план |
16. |
_ |
_ |
_ |
Стратегия финансирования |