Что же касается понятия "социальное развитие коллектива" в узком смысле, то оно содержит в себе ту сумму факторов, которые образуют показатели социальной сферы жизнедеятельности трудового коллектива и способствуют осуществлению функций данного типа социальных образований людей.
Ранее к социальной сфере трудового коллектива мы отнесли:
. Степень гармонизации социально-экономических отношений в коллективе.
Состояние социальной инфраструктуры.
Профессиональную и квалификационную структуру.
Условия труда.
Систему обеспечения здоровья, отдыха, спорта и т.д.
Каждый элемент социальной сферы, как самостоятельно, так и в совокупности, по-своему воздействует на уровень развития коллектива, обеспечивает его жизнедеятельность. Разумеется, вся совокупность социальных факторов такого уровня теснейшим образом связана с социальным в широком смысле слова. Они взаимодополняют друг друга. Но мы, характеризуя коллектив как определенное социальное образование, должны учитывать и внимательно изучать содержание и состояние этих уровней. Более того, помнить, что интегральным показателем этой сферы жизнедеятельности коллектива является социальная справедливость. Как категория науки, последняя олицетворяет собой существующее (или возможное) положение вещей как должное, соответствующее сущности или правам человека. Нередко оно выражает соотношение социальных ролей людей и их социальное положение. Последнее особенно важно, ибо дает возможность конкретно сопоставить место и функциональное предназначение того или иного члена коллектива в совместном труде и других сферах жизнедеятельности. Это важно и для управления социальным развитием коллектива потому, что позволяет справедливо заметить, измерить, вознаградить вклад того или иного члена коллектива в общее дело, мотивировать его на использование своего потенциала, творчество.
В широком плане это важно и потому, что позволяет регулировать (гармонизировать) социально-экономические интересы всех социальных, профессиональных, квалификационных, половозрастных, национальных групп, составляющих коллектив. Наблюдения за жизнью ряда предприятий свидетельствуют, что там, где социальную сферу формируют осознанно, исходя из интересов коллективов, там меньше стрессовых ситуаций, конфликтов, выше результаты труда, сильнее проявляют себя свойства коллективности. Разумеется, коллективы, основанные на разных формах собственности, формы коллективности также демонстрируют по-разному. Такие свойства коллективности, как дисциплина, ответственность, инициатива, забота и помощь коллегам в условиях рынка проявляются совсем по-иному. Для отечественных социологов это направление открылось новыми проблемами и нуждается в серьезном исследовании.
Рынок объективно требует от трудовых коллективов и иных подходов к системе обеспечения здоровья, отдыха, спорта и т.д. При всем несовершенстве и формализме социальной сферы многие трудовые коллективы имели свои стадионы, лечебницы, профилактории, другие сооружения. Имели возможность заниматься восстановлением сил и здоровья работников. Ныне многим трудовым коллективам содержать подобную сферу оказалось не по силам. Но от этого не исчезают сами проблемы социальной реабилитации рабочих и служащих. Наоборот, переживая многие годы социальные потрясения, члены трудовых коллективов нуждаются сегодня в социальной, социально-психологической, медико-физиологической реабилитации. Для решения этих проблем нужно системно представлять объем, состояние, направленность этой работы, искать формы и средства для ее реализации. Сложность работы здесь очевидна.
Не меньше проблем накопилось и в таком компоненте социальной сферы, как условия труда.
Под условиями труда понимается сложное объективное явление, формирующееся в процессе труда под воздействием взаимосвязанных факторов социально-экономического, технико-организационного и естественно-природного характера. Условия труда влияют на здоровье, работоспособность человека, на его отношение к труду и степень удовлетворенности им, на эффективность труда, уровень жизни и смысл жизни человека.
В условиях труда ученые выделяют такие компоненты: 1) социально-производственный, определяемый уровнем технологической организации труда и обусловливающий "привязанность" работника к рабочему месту; 2) социально-экономический, определяемый длительностью рабочего дня и рабочего года, заработной платой и системой надбавок за результаты труда; 3) социально-гигиенический, определяется безопасностью труда, уровнем физической и эмоциональной нагрузки, нервно-психологического напряжения, комфортностью среды и др.