В основу Системы управления кадрам (персоналом) положена Концепция кадровой политики ФГУП «Химпромтрест». Концепция построена, исходя из следующих принципов:
приоритет корпоративных интересов треста над групповым интересами отдельных подразделений;
корпоративная заинтересованность и социальное партнерство администрации и коллектива в организации эффективной деятельности треста;
индивидуальная ответственность руководителей и исполнителей за порученное дело;
эффективность затрат на реализацию мероприятий в области работы с персоналом через результаты производственно-экономической деятельности;
учет всех сфер работы с персоналом, взаимозависимость и взаимосвязь отдельных составляющих кадровой политики.
Основными целями и задачами Системы управления кадрам являются:
своевременное обеспечение всех подразделений треста кадрами необходимой квалификации на основе текущего и перспективного планирования их потребности;
рациональное использование имеющегося кадрового потенциала и его развитие на основании анализа кадрового состава, непрерывного образования, подготовки и переподготовки, планирования карьеры и формирования кадрового резерва на выдвижение, использование различных механизмов занятия конкретных должностей (конкурсы, выдвижение, назначение);
создание оптимальных производственных, экономических и социальных условий для выполнения персоналом треста своих трудовых обязанностей;
формирование требований к профессиональной и должностной квалификации для всех категорий работников по видам деятельности, разработка критериев и методов оценки персонала;
формирование жизненных ценностей современного работника, способного работать на потенциально опасных и вредных производствах, а также, в новых условиях экономических и социальных взаимоотношений;
формирование корпоративной культуры треста;
обеспечение социальной защиты работников (оплата труда, социальные гарантии, пенсионное обеспечение).
Особое место в работе с кадрами занимают годовые Комплексные планы работы с кадрами, включающие следующее разделы:
разработка нормативных документов;
контрольно-аналитическая работа;
индивидуальная работа с персоналом;
трудовое соревнование и развитие творческой активности работников треста;
меры морального и материального стимулирования персонала;
повышение квалификации персонала;
работа с резервом на выдвижение;
работа с молодежью;
мероприятия социально-экономического характера (социально-экономические программы, социально-бытовые вопросы, культурно-массовая работа, мероприятия по развитию физической культуры и спорта);
профилактическая работа по укреплению трудовой дисциплины и общественного порядка;
мероприятия по укреплению физической защиты объектов и спецпродукции, укреплению пропускного режима, профилактике хищений собственности;
работа с общественностью;
правовое обеспечение персонала треста.
Система управления персоналом на ФГУП «Химпромтрест» строится на новых современных принципах. Организационная структура системы управления персоналом ФГУП «Химпромтрест» приведена на рис. 3 в Приложении 2.
Назовем основные цели и функции некоторых вновь формируемых подразделений и обязанности ведущего должностного лица, возглавляющего службу управления персоналом.
Перечислим вначале функции заместителя генерального директора по управлению персоналом организации.
Заместитель генерального директора по кадрам и социальной политике утверждает: штатные расписания служб и структурных подразделении; положения по оплате труда; должностные инструкции персонала службы; графики проверки знаний руководителей и специалистов; экзаменационные билеты для проверки знаний руководителей и специалистов; положения по оценке деятельности сотрудников; графики работы подразделений организации; сметы расходов отделов службы; заявки на обучение, составленные отделом персонала; учебные программы по обучению кадров; графики проведения обучения; графики очередности отпусков работников службы; инструкции по технике безопасности; заявки на выпускников вузов, колледжей и других средних учебных заведений; акты по расследованию несчастных случаев.
Заместитель генерального директора по кадрам и социальной политике подписывает: приказы о назначении, перемещении и увольнении руководителей и специалистов, кроме директоров филиалов и их заместителей; приказы об увольнении за нарушение трудовой и производственной дисциплины; приказы о сокращении штатов, согласованные с соответствующими службами и подразделениями; положения об оплате труда руководителей, специалистов и служащих службы управления персоналом; расчетные ведомости социального страхования, справки, относящиеся к заработной плате и социальному страхованию; приказы о назначении пособий женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет; приказы о материальном поощрении юбиляров; приказы о предоставлении отпусков с сохранением и без сохранения заработной платы; поручения и документацию при оформлении пенсий; предоставление документации на выплату ежемесячного пособия неработающим матерям при воспитании детей в возрасте до 6 лет, а также семьям, имеющим детей в возрасте до 16 лет; приказы о выделении единовременного пособия при рождении ребенка; приказы об обучении работников предприятия; приказы об организации практического обучения студентов вузов, учащихся колледжей и ПТУ; приказы о присвоении квалификационных разрядов, подготовленные отделом обучения; другие приказы, подготовленные отделами службы управления персоналом; договора с институтами повышения квалификации, высшими и средними учебными заведениями и другими обучающими организациями; договора с научно-исследовательскими институтами и организациями на проведение НИР по своей службе; исходящую служебную корреспонденцию и телеграммы; статистические отчеты и различные справки, исходящие из службы; заявки на приобретение наглядных пособий, правил, методической информационной литературы, технических средств по охране труда и пожарной безопасности; договора о санитарной обработке подразделений предприятия; комплексный план улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий.