Общее производство хлеба и хлебобулочных изделий в Санкт-Петербурге постепенно уменьшается. Считается, что это связано с повышением благосостояния населения, в результате чего увеличивается потребление мясных и молочных продуктов и снижается потребление мучных изделий. В период экономической нестабильности ситуация кардинально меняется, что подтверждает и рост спроса на хлеб в 2005-2006 годах.
Таблица 2.1
Динамика производства хлеба и хлебобулочных изделий в Санкт-Петербурге в 2004-2011 годах
Год |
2004 г |
2005г |
2006 г |
2007 г |
2008 г |
2009 г |
2010 г |
2011 г |
Объём про-ва, тонн |
312619 |
320114 |
337021 |
314177 |
307095 |
302031 |
291447 |
28569 |
В Санкт-Петербурге и пригородах сегодня работают 24 хлебопекарных предприятия мощностью от 10 до 350 тонн продукции в сутки. Кроме того, хлебобулочные изделия выпекают мини-пекарни, которых насчитывается больше сотни, мощностью от 500 килограммов до 5 тонн в сутки. Крупнейшими хлебозаводами Петербурга являются ОАО «Хлебный дом», ОАО «Каравай», ОАО «Хлеб» (ТМ «Дарница»), ОАО «Заря», ОАО «Пекарь» и ОАО «Кушелевский хлебозавод». С усилением позиций «Хлебного дома» и «Каравая», вместе занимающих около 40% петербургского рынка хлебобулочных изделий, конкуренция резко возросла. «Хлебный дом» приобрёл контроль над Муринским хлебозаводом и хлебозаводом Василеостровского района. В это же время у «Каравая» к купленному в 2005 году хлебозаводу «Паляница» добавился «Ржевка-хлеб». В принципе, перераспределение активов межу ведущими игроками уже завершилось в 2007 году.
Особенность как производства, так и потребления на рынке хлебобулочных изделий заключается в том, что короткие сроки реализации не позволяют делать запасы хлеба. По той же причине маловероятна возможность поставки питерского хлеба в другие регионы, за исключением, может быть, Ленинградской области. Это подтверждается и данными статистики, согласно которым ввоз хлебобулочных изделий из других регионом в Петербург не превышает 1,5% от объёма внутреннего производства.
Субъекты рынка хлеба и хлебобулочных изделий делятся на три основные группы: товаропроизводители хлебозаводы, пекарни; предприятия розничной торговли - магазины, имеющие торговые площади и ориентированные на потребителя; мелкие розничные торговцы (как правило, уличные), которые закупают продукцию либо напрямую, либо у оптовиков - доля этого звена весьма значительна, и, по некоторым сведениям, через него реализуется до 30-40% продукции. Специализированные магазины по продаже хлебобулочных и кондитерских изделий получают продукцию от нескольких поставщиков, как правило, не менее четырёх-пяти. В продовольственных магазинах, предлагающих покупателям широкий ассортимент продуктов питания, хлебная продукция поставляется от двух-трёх производителей. В зависимости от типа магазина требования к поставщику хлебобулочных изделий могут меняться. Для небольших торговых предприятий, расположенных вблизи крупных потоков покупателей, в первую очередь важна цена поставщика. Это может быть невысокая оптовая цена при небольших транспортных расходах. Связано это с тем, что магазины, выгодно расположенные, платят высокую арендную плату и потому вынуждены увеличивать стоимость продукции на 30%. При относительно высокой цене они теряют своих покупателей, которые могут начать покупать хлеб в ларьках или на мелкооптовых рынках, где из-за небольших издержек стоимость хлеба невысока. Для крупных магазинов типа универсамов и супермаркетов наибольшее значение имеет широта представленного ассортимента. Существенную роль для подобных магазинов играет и упаковка продукции, её внешней вид, а также сроки хранения получаемого товара. Для небольших магазинов, расположенных в «спальных» районах и имеющих широкий ассортимент продуктов питания, наибольшее значение имеет объём поставок - такие магазины предпочитают закупать хлеб малыми партиями. Это невыгодно для поставщика, однако плюсом в работе с этими магазинами является то, что они готовы платить сразу наличными, а их скопление вблизи друг от друга позволяет за одну поездку реализовать довольно большой объём продукции.