В последние годы растет интерес к постановке профессионального менеджмента именно как к одному из существенных факторов повышения конкурентоспособности. В настоящее время уже никого не надо убеждать в возможности и необходимости применения на российских предприятиях общепризнанных в мировой практике стандартов управления. Вопрос заключается в выборе соответствующей методологии, техник и инструментария внедрения таких систем управления.
Под конкурентоспособностью понимается способность выступать на рынке наравне с уже присутствующими там аналогами. Обеспечение высокой конкурентоспособности компании достигается за счет способности лучше других находить компромисс собственных интересов с интересами в первую очередь заказчиков, а также, что не менее важно, с другими участниками внешнего окружения. Конкурентоспособность продукции - это мера ее привлекательности для потребителей конкретного рынка, относительно конкретных аналогов в данный момент времени. Причем сама привлекательность продукции определяется степенью удовлетворения совокупности различных (часто противоречивых) требований. Их состав и приоритетность определяется не только видом продукции, но и типом (классом) самого потребителя. Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции принято делить на три группы:
1. Технико-экономические факторы - качество, цена, затраты на потребление (использование).
2. Коммерческие факторы - условия реализации, предоставляемый сервис, реклама, имидж организации и пр.
. Нормативно-правовые факторы - требования безопасности, патентной чистоты, других ограничений.
Именно с достижением этих составляющих факторов связывают необходимость в профессиональном менеджменте. Многие исследователи считают, что одним из источников кризиса управления является рассмотрение самого понятия, как синонима термина менеджмент, поскольку данные определения имеют принципиальные расхождения, в частности:
1. По области применения - в отличие от понятия управление, менеджмент это управление предприятием, как целенаправленной (ориентированной на коммерческий успех) социально-экономической системой.
2. По идеологии и компонентам - если управлением советскими, а ныне российскими предприятиями занимались, в основном, специалисты в области производственных технологий, то менеджмент предполагает профессиональную управленческую деятельность с использованием специальных методологий и инструментов.
Для преодоления данного кризиса первоначально следует отказаться от некоторых иллюзий. Первая заключается в том, что большинство руководителей считает, что они могут продолжать эффективно развиваться без радикального изменения системы управления. Такую «роскошь» могут себе позволить лишь организации, получившие по тем или иным причинам доступ к некоторым ресурсам - источникам уникального сырья (в том числе, энергоносителям), источникам внешнего финансирования или всевозможным льготам, а также ставшими монополистами на своем сегменте рынка. Вторая иллюзия заключается в том, что даже развитые организации, ориентированные на ведение бизнеса в условиях честной конкурентной борьбы, в значительной степени сосредоточены только на совершенствовании менеджмента ресурсов. При этом менеджментом организации, обычно, незаслуженно пренебрегают. Следствием этого, являются безуспешные, как правило, попытки постановки эффективного менеджмента путем внедрения зарубежных информационных систем управления ресурсами предприятия (ERP) без одновременной кардинальной перестройки всей системы управления. Для превращения системы управления предприятием в один из мощных факторов конкурентоспособности необходимо:
1. Осознать, что в условиях интеграции в мировую экономику и повышении конкуренции на внутреннем рынке, невозможно сохранить свои «специфические» ресурсы в длительной перспективе.
2. Исходить из того, что, как и во всем мире, существующие конкурентные стратегии сводятся, в конечном счете, либо лидерству на издержках, либо к более дифференцированному удовлетворению потребностей заказчика.
Поэтому в любом случае стоит задача комплексного совершенствования, как менеджмента ресурсов, так и менеджмента организации, как показано на схеме Приложения 1. В данном случае известные конкурентные стратегии в отношении продукции, по большому счету, сводятся к реализации двух типов преимущества: либо лидерства на издержках и, как следствие, реализация товаров по более низким ценам, либо дифференциации и, как следствие, более качественное удовлетворение потребностей покупателя. Таким образом, обеспечение должной конкурентоспособности при любой стратегии связано с постановкой, как менеджмента ресурсов, так и менеджмента организации. Реально в российских организациях встречаются три основных способа обеспечения конкурентоспособности (рис. 1.1.):