. Невербальные барьеры. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная коммуникация происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами, выражение лица - все это примеры невербальной коммуникации. Еще одна разновидность невербальной коммуникации формируется тем, как произносятся слова. Имеются в виду интонация, модуляция голоса, плавность речи и т.п. То, как произносятся слова, может существенно изменять их смысл.
Как и семантические барьеры, культурные различия при обмене невербальной информацией могут создавать значительные преграды для понимания.
. Плохая обратная связь. Другим ограничителем эффективности межличностного обмена информацией может быть отсутствие обратной связи по поводу посланного сообщения. Обратная связь важна, поскольку дает возможность установить, действительно ли сообщение, принятое получателем, истолковано в том смысле, который ему изначально был предан. Существует множество причин, по которым сообщение может быть не понято.
1. Неумение слушать. Эффективная коммуникация возможная. Когда человек одинаково точен, отправляя и принимая сообщения. Необходимо уметь слушать. К несчастью, немногие научились слушать с той степенью эффективности, которая в их силах. Многим кажется, что слушать - означает лишь вести себя спокойно и дать другому человеку говорить. Однако это лишь незначительный фрагмент процесса внимательного сосредоточенного слушания.
Способами преодоления межличностных барьеров в процессе коммуникации могут быть следующими:
· Научиться навыкам эффективного слушания.
· Прояснять свои идеи перед началом их передачи. Это означает, что необходимо систематически обдумывать и анализировать вопросы, проблемы и идеи, которые должны стать объектами передачи.
· Быть восприимчивым к потенциальным семантическим проблемам. Не следует жалеть сил на то, чтобы исключить из сообщения двусмысленные слова и выражения.
· Следить за языком собственных поз, жестов и интонациями. Посылая гармоничные знаки, которые не содержат противоречивых сообщений, можно добиться большей ясности и понимания передаваемых слов.
· Излучать открытость. Следует избегать скороспелых оценок, суждений и стереотипов.
· Добиваться установления обратной связи. Это можно сделать задавая вопросы, оценивая жесты, позы и интонацию человека, контролированием первых результатов работы, проведение политики открытых дверей.
Общение является неотъемлемой чертой организационного бытия. Каждый член организации, будь то руководитель или сторож, участвуют в коммуникационном процессе. Однако интенсивность этого участия и, самое главное, его цели неодинаковы у различных членов организации. Сотрудники общаются друг с другом, чтобы;
• выразить свои чувства и эмоции (социальная цель);
• получить или предоставить информацию (профессиональная цель);
• оказать влияния на поведение других членов организации.
Последняя цель полностью совпадает с целью управления персоналом организации - добиться необходимого для компании поведения своих сотрудников, что позволит реализовать организационные цели. Следовательно, коммуникация может и должна являться элементом системы управления персоналом.