Вертикальные коммуникации - это коммуникации, идущие от начальника к подчиненным. Вертикальные коммуникации могут осуществляться в двух направлениях. По нисходящей идет информация от начальника к подчиненным относительно того, какие работы им надо выполнять. Это может быть информация о приоритетах, технических задачах, рекомендациях, процедурах и правилах и т.д. По восходящей подчиненные предоставляют руководителю отчеты о выполненной работе. Это также может быть информация о возникшей проблеме, различные вопросы, новые идеи, жалобы, споры и т.д.
Вертикальные коммуникации соединяют иерархические уровни в организации и ее частях. Данные коммуникации служат каналом передачи распорядительной и отчетной информации, создавая тем самым стабильность в организации. В рамках вертикальных коммуникаций решаются проблемы власти и влияния, т.е. реализуется «вертикальная загрузка» работы.
Диагональные коммуникации - это связь функциональных руководителей с сотрудниками подразделений, не находящихся в их подчинении и связь сотрудников подразделений с другими функциональными руководителями.
Способы преодоления внутриорганизационных коммуникационных барьеров могут быть следующими:
· Регулирование информационных потоков. Руководители на всех уровнях должны представлять потребности в информации, как собственные, так и своих подчиненных; должны научиться оценивать количественную и качественную стороны своих информационных потребностей, а также других потребителей информации в организации.
· Управленческие действия. Регулирование информационного потока - лишь один пример из числа действий руководителя по совершенствованию обмена информацией. Планирование, организация и контроль формируют дополнительные возможности управленческого действия в направлении совершенствования информационного обмена. Обсуждение и прояснение новых планов, вариантов стратегии, целей и назначений, необходимых для более эффективной реализации намеченного - вот дополнительные действия, подвластные руководителям.
· Системы обратной связи. Такие системы составляют часть системы контрольно-управленческой информационной системы в организации. Один из вариантов системы обратной связи - перемещение людей из одной части организации в другую с целью обсуждения определенных вопросов. Опрос работников - еще один вариант системы обратной связи.
· Системы сбора предложений. Они разработаны с целью облегчения поступления информации наверх. Все работники получают при этом возможность генерировать идеи, касающиеся совершенствования любого аспекта деятельности организации. Цель подобных систем - снижение остроты тенденции фильтрации и игнорирования идей на пути сверху вниз.
· Современная информационная технология. Последние достижения в области информационных технологий могут способствовать совершенствованию обмена информацией в организациях.
2). Межличностные барьеры - обусловленные психологическими и социальными факторами. К ним относятся:
. Барьеры, обусловленные восприятием. Они могут возникать вследствие следующих причин:
· По причине конфликта между сферами компетенции, основами суждений отправителя и получателя. Люди могут интерпретировать одну и ту же информацию в зависимости от накопленного опыта. Расхождение между основами суждений может становиться причиной избирательного восприятия информации в зависимости от круга интересов, потребностей, эмоционального состояния и внешнего окружения людей. Из этой характеристики следует, что во многих случаях люди воспринимают только часть сообщения, полученного ими в физическом смысле. Информация, вступающая в противоречие с опытом человека или ранее усвоенными им знаниями, зачастую либо полностью отторгается, либо искажается в соответствии с этими опытом и понятиями.
· Существование преград, обусловленных социальными установками людей. Если имеет место неудачный опыт взаимодействия с определенным работником или работниками, то по всей вероятности, на процесс обмена информацией оказывают влияние установки людей, например, их негативное отношение друг к другу.
2. Семантические барьеры. Символ не имеет неповторимого неотъемлемого значения. Значение символа выявляется через опыт и варьируется в зависимости от контекста, ситуации, в которой использован символ. Поскольку у каждого человека свой опыт, и каждый акт обмена информацией в определенной мере является новой ситуацией, никто не может быть абсолютно уверен в том, что другое лицо припишет то же значение символу, которое он ему придал. Семантические затруднения могут быть также обусловлены расхождением способов, которыми люди приписывают значение группам символов. Семантические барьеры могут создавать коммуникативные проблемы для компаний, действующих в многонациональной среде.