.
Разъяснительная работа по сертификации систем качества проводится службой качества и руководителями подразделений на деловых совещаниях, собраниях коллективов, в местной печати, на радио, по телевидению. Смысл сертификации доводится до каждого работника предприятия. Особое внимание при этом уделяется разъяснению цели и задач сертификации, экономических выгод, которые должно получить предприятие при положительном результате сертификации, речь идет и об ответственности персонала перед внешними аудиторами систем качества. Необходимо довести до сведения каждого работника предприятия, что при сертификации определяется содержательная, а не формальная сторона систем качества. Важно отметить, что общепринятая методология сертификации и компетентность внешних аудиторов и экспертов по сертификации выступают гарантом того, что любые попытки изобразить систему качества предприятия чем-то вроде «потемкинской деревни» не могут иметь успеха при сертификации. Существенно и то, что при сертификации систем качества не принципиально, изготавливается ли продукция обязательно по прогрессивной технологии и на передовом или новом оборудовании. Главным критерием успешной сертификации служит реальная способность предприятия обеспечивать стабильный выпуск продукции требуемого или ожидаемого потребителем качества.
Перед началом проведения сертификации на предприятии назначаются его представители для работы с внешними аудиторами. Представители предприятия проходят соответствующий инструктаж, касающийся технологии и психологии общения с внешними аудиторами. Представитель предприятия (как и внешний аудитор) является главным действующим лицом проводимого на предприятии аудита систем качества. От его поведения во многом зависит успех или провал аудита, а, следовательно, и всей сертификации. Представитель предприятия должен быть хорошо знаком с функционированием процессов и процедурами систем качества в закрепленных за ним подразделениях, а также понимать их взаимосвязь с соответствующими требованиями стандарта ИСО. Оценив свою готовность к сертификации систем качества, предприятие направляет в выбранный орган по сертификации соответствующую заявку. С этой операции и начинается процесс сертификации систем качества. Получив от предприятия заявку на сертификацию систем качества, орган по сертификации официально сообщает ему свое решение и условия, включающие сведения о порядке, продолжительности и стоимости работ по сертификации. По желанию предприятия орган по сертификации проводит консультацию, в ходе которой разъясняет характер мероприятий по сертификации и другие специальные вопросы. Чтобы оценить возможности сертификации системы качества на предприятии, представитель органа по сертификации знакомится с его деятельностью. Иногда визуальное знакомство заменяется заполнением специально составленной анкеты. И то и другое позволяет получить представление о структуре предприятия, организации управления, объемах производства и видах выпускаемой продукции, и ее основных потребителях, хронологии работ по обеспечению качества и внедрению стандартов семейства ИСО 9000. При положительной оценке эксперты органа по сертификации знакомятся с документами системы качества. Как правило, в состав документов, предназначенных для экспертизы, включаются Руководство по качеству и, в случае необходимости, другие документы, например, относящиеся к внедрению систем качества; сведения о внутренних аудитах систем качества; краткая характеристика испытательной и контрольно-измерительной базы, сведения о предприятиях, привлекаемых к изготовлению продукции и др.
Анализ документов позволяет экспертам продиагностировать, то есть предварительно оценить системы качества и разработать программу ее детального аудита, а также календарный график его проведения. В ходе дальнейшего взаимодействия с органом по сертификации предприятие обеспечивает:
- доступ к системам качества (документации, производственным и лабораторным помещениям, рабочим кабинетам и др.) и оказание содействия в ее аудите;
- четкое определение ответственности перед органом по сертификации, в частности, путем назначения представителей предприятия;
- координатора аудита.
Со своей стороны орган по сертификации осуществляет управление процессом аудита. Лицом, ответственным за управление аудитом, является назначенный этим органом главный аудитор. При подборе членов аудиторской группы для выполнения отдельных заданий учитываются следующие факторы:
- тип нормативного документа, на соответствие которому предстоит провести аудит (например, ИСО 9001 и т.д.);
- виды продукции и связанные с ними особенности (например, электронная техника, продовольствие, ядерные устройства, контрольно-измерительная аппаратура);
- необходимость в профессиональной квалификации или технической экспертизе по отдельным дисциплинам (например, по судостроению, производству лекарственных препаратов, металлургии, деревообработке);