При разработке идеи стратегического планирования и управления было ясно, что возможности перехода к новым видам деятельности зависят от того, насколько организация в состоянии успешно в них функционировать. Поэтому выбор стратегии исходил из того, насколько новые стратегии, как в традиционных отраслях, так и в новых сферах бизнеса соответствуют накопленному потенциалу организации. Следовательно, одним из первых этапов в разработке принципов стратегического управления и планирования стал анализ потенциала организации, с выявлением и оценкой ее сильных и слабых сторон.
Вместе с тем на определенном этапе развития стало понятно, что такая ориентация только на накопленный потенциал организации сужает возможности ее стратегических действий. Предприятия не могли найти для себя перспективную отрасль, чтобы в ней можно было реализовать накопленный опыт. Более того, даже при обновлении конкурентных стратегий в рамках обычной деятельности компании накопленный опыт нередко оборачивался слабой стороной и не давал осваивать проявляющиеся инновации. Традиционная ориентация на массовое производство стандартного товара (услуги) перестала удовлетворять рынок, требовавший большего разнообразия продуктов и услуг [5, C 18].
Вывод заключается в том, что опора на прошлый опыт может обернуться неспособностью правильно сориентироваться на рынке в новых условиях хозяйствования. В этой связи концепция стратегического планирования стала претерпевать изменения. Общая схема управления базируется на основе выбора позиций (рис. 1).
В условиях внешней нестабильности уровня Н1 возможен ряд стратегий, обеспечивающих успех: от С01 до Сп1. Пользуясь методом анализа отклонений от целей Сц1, организация выбирает ту стратегию которая лучше всего отвечает ее целям. Вместе с тем успех стратегии во внешней среде будет зависеть от внутренних возможностей организации. Существуют две взаимодополняющие группы таких возможностей: функциональные (НИОКР, маркетинг, производство);
Рис. 1 - Общая схема управления посредством выбора стратегических позиций
общеуправленческие.
Поэтому, пока уровень внешней нестабильности сохраняет для организации значение Н1, успешная реализация стратегии требует возможностей Вф1 и Ву1.
Из анализа факторов нестабильности внешней среды можно сделать вывод о том, что если в дальнейшем ее уровень будет повышаться (или понижаться) до точки Н2, то значения наилучших для организации стратегий будут располагаться между точками С02 и Сп2. В результате чего организация должна будет не только перейти к стратегии Сп2, но и одновременно располагать возможностями Вф2 и Ву2[12, C 14] .
Исходя из сказанного, следует, что в стратегическом менеджменте планирование изменений возможностей организации сочетается с планированием стратегии ее развития. Сложность процедуры обусловлена тем, что:
существует взаимосвязь между стратегией и организационными возможностями;
применяется в работе потенциал отдельных производственно-хозяйственных функций (финансов, маркетинга, производства, НИОКР), на основе которого осуществляется сам процесс планирования потенциала общеорганизационного управления.
В стратегическом менеджменте принято выделять следующие пять взаимосвязанных компонентов, на которых базируются возможности общеорганизационного управления.
. Квалификация и уровень подготовки управленческого аппарата организации.
. Внутриорганизационный климат и культура организации.
. Иерархия и структура власти.
. Организационная структура компании и методы работы.
. Организаторские способности общеуправленческого персонала.
Управление на основе ранжирования задач (или планирование своевременных решений) представляет собой процесс, затрагивающий все уровни организации и продолжающийся несколько месяцев.
Данный процесс очень сложен для организации, так как у нее не хватает сил справляться с внешними непредсказуемыми событиями (новыми политическими решениями, иностранными конкурентами, научно-техническим прогрессом и его внезапными прорывами).
В рамках управления с использованием ранжирования выполняются следующие мероприятия.
. Проводится постоянное отслеживание тенденций изменения внешней среды.
. Осуществляется анализ выявленных тенденций изменения внешней среды и проводится оценка срочности принятия решений, которые доводятся до сведения высшего руководства организации на регулярных совещаниях, по мере возникновения новых угроз и новых возможностей.