Понимание того, что целеполагание является ключевым фактором в построении эффективной индивидуальной системы ТМ (в рамках «индивидуального» или «ролевого» ТМ), обычно приходит очень быстро и не требует особых доказательств. Однако ситуация значительно усложняется, если говорить о целеполагании в контексте управления учреждением образования. Дело в том, что главной проблемой создания корпоративной системы ТМ (в рамках «социального» ТМ) в школе является согласование и соподчинение целей деятельности учреждения и жизненных целей отдельных педагогов и работников.
Наиболее обычной практикой «целевого инжиниринга» в современных организациях является декларирование организационных целей и директивное внедрение их в сознание работников (и в жизнедеятельность школы) «сверху». Организационные цели в подобных школах часто подкреплены системой мотивации, жестко «программирующей» сотрудников на их достижение. Личные цели работников при этом игнорируются.
Часто приходится наблюдать и другую (на наш взгляд - худшую из всех возможных) ситуацию, когда цели учреждения образования «засекречены», то есть они известны только узкому кругу администрации, но остаются полной загадкой для педагогов, учеников и их родителей. Отсутствие четкого и ясного «главного направления» обычно приводит к тому, что школу начинает лихорадить от разного рода проблем: с дисциплиной, мотивацией труда, производительностью, конфликтами и т. п. Учреждение образования в целом становится плохо управляемым, его деятельность имеет низкую эффективность (в том числе и во временном аспекте).
И очень редко можно столкнуться с ситуацией, когда общешкольные цели являются прямым «продолжением» (частью) жизненных целей личности. Обычно такая ситуация может возникнуть на самых ранних этапах жизненного цикла организации она создается небольшой группой энтузиастов, воплощающих в жизнь собственные идеи. Но рост численности сотрудников и закономерное развитие организации обычно ведет к отчуждению «своих» внутриличностных организационных целей, к превращению их в «чужие», продиктованные извне.
Система целей организации является сложной, включающей в себя множество компонентов: миссию школы, видение, элементы стратегии, корпоративные цели, функциональные цели и, наконец, индивидуальные цели педагогов и учащихся. Оптимальное соотношение этих компонентов можно представить в виде «экологической» метафоры на рисунке 3.2 [4, с. 163]
Рисунок 3.2 - «Экологическая» метафора соотношения целей по ТМ
Выстроенные на прочном ценностном основании корпоративные цели (цели школы как целого; цели по отношению к внешней среде; стратегические долгосрочные планы) становятся той самой «благоприятной погодой», облегчающей «произрастание больших деревьев» (функциональных целей).
Функциональные цели (цели подразделений; цели по отношению к другим подразделениям и по отношению к организации как к целому; развертка стратегических целей в оперативное планирование, направленное на решение актуальных задач) - «большие деревья», которые смогут «хорошо расти» только при наличии «солнца» и «дождика». То есть для эффективного достижения целей среднего уровня в равной мере важно наличие и корпоративной миссии, и долгосрочных планов.
Индивидуальные цели сотрудников - это нежные и хрупкие растения, которые живут под сенью больших деревьев. Причем большие деревья могут как задушить эти растения, лишив их света и влаги, так и - наоборот - создать для них наиболее комфортные условия, чтобы расти, цвести и приносить плоды. Но обратите внимание: для благоприятного существования растений (индивидуальных целей) важны все остальные компоненты «биоценоза» - «солнце», «дождик», «большие деревья».
Таким образом, если необходимо добиться позитивной интеграции индивидуальных целей сотрудников и целей организации в целом, то «целевой инжиниринг» в учреждении образования должен включать в себя как минимум два направления. Первое направление связано с построением целевой перспективы - каждый сотрудник должен в общих чертах знать, как выстроена система целей организации снизу вверх. То есть он должен понимать, как решаемые им на его рабочем месте трудовые задачи соотносятся с функциональными и корпоративными целями, а также с ценностными аспектами жизнедеятельности школы (миссией). Наличие «целевой перспективы» позволяет педагогу выполнять свою работу не механически, а осмысленно.