Описательное понятие, включающее в себя перечисление главных причин «успевания», - «компетентность учреждения образования во времени» родилось в процессе диалогов с администрациями школ. Мы просили их ответить на один простой вопрос: «Благодаря каким внутриорганизационным факторам вы успеваете/не успеваете вовремя делать работу?» Ответов было много, какие-то из них руководители называли сами, другие мы «подсказывали», но если попытаться обобщить все сказанное, то можно выделить шесть таких факторов:
а) наличие ясных и вдохновляющих стратегических (долгосрочных) целей; качественно сформулированная и доведенная до каждого учителя и воспитателя общешкольная миссия. Включение «времени» в корпоративную культуру и стратегию учреждения как ценности и цели. Связанность фактора времени с системой мотивации и вознаграждением работников;
б) эффективная система (механизм) планирования, связанная с фиксацией среднесрочных и краткосрочных целей для всех подразделений организации. Связь (механизм «трансляции» планов) с оперативным управлением (задачи, исполнители, ресурсы, нормативы, контроль и т. п.);
в) гибкое планирование:
) использование разных стратегий резервирования времени («ускорить», «накопить», «упорядочить», «замедлить»);
) выделение приоритетов;
) использование алгоритмов отработки неожиданностей («сценариев»);
г) эффективная система (механизм) принятия решений разного типа и уровня;
д) эффективная система (механизм) контроля, учитывающая временной фактор;
е) целенаправленное проектирование информационных потоков, контроль над объемом информации и ее использованием.
Главный смысл понятия «компетентность учреждения образования во времени» - возможность быстро выявить, в каком звене (из шести перечисленных) управленческого процесса все делается легко и быстро (вовремя), а в каком наступает «торможение».
Частое использование слова «механизм» в этом определении не случайно. «Механизм» - это рутинный (в отличие от разного рода «авралов» и разовых проектов) организационный процесс, который, однако, необходимо сначала «запустить». Например, для того чтобы принятие решений в учреждении образования не превратилось в «пожирателя времени», необходимо создать четкую систему принятия решений. Во-первых, надо выделить типы решений, характерных для полноценной организации учебно-воспитательного процесса. Во-вторых, решения необходимо формализовать, включив их в должностные инструкции (в зависимости от уровня должности педагог несет ответственность за принятие решений определенного вида). В-третьих, в должностные инструкции должно быть включено описание процедуры («технологии») принятия решения определенного вида.
Обратите внимание, что шесть перечисленных факторов в значительной мере совпадают с компонентами системы управления временем. «Компетентность учреждения образования во времени» предполагает целостное (системное) существование всех шести внутриорганизационных факторов. Отсутствие или нарушение хотя бы одного из компонентов - «точка» для приложения усилий.