Время связывает все структуры нашей действительности: производительность труда измеряется временем, затраченным на производство продукта, товара; любая профессиональная деятельность - рабочего на конвейере, летчика, ученого и т. д. имеет свой ритм, темп, скорость; все социальные процессы происходят во времени - социальные изменения то медленны (эпохи стабильности), то стремительны - за два-три года в корне изменилось наше общество, которое оставалось статичным более 70 лет.
Для иллюстрации очень хороша метафора «оркестра и дирижера». Для того чтобы зазвучала музыка, а не какофония, оркестр должен действовать максимально согласованно во времени. Задача менеджера аналогична задаче дирижера - согласовать время каждого сотрудника, чтобы общее время организации (подразделения) представляло собой целостную гармоничную систему.
Менеджеру лучше сразу забыть про монохронизм. Любому управленцу всегда приходится управлять полихронными объектами и структурами.
Скорость, темп и другие характеристики временных изменений даже у схожих объектов, даже в одной и той же ситуации различны (гетерохронность). Самый простой и понятный пример - школьный класс. В нем вроде бы собраны «подобные объекты» (дети одного возраста), все они находятся в подобной ситуации (одни и те же учителя, одни и те же учебные предметы), но уровень знаний и успеваемость у всех разные.
После анкетирования педагогов и администрации СОШ №12 г. Гомеля пришлось столкнуться с самым разным отношением к проблеме управления временем. В подавляющем большинстве случаев это отношение безразличное, люди просто покорно плывут по течению своего времени, слабо осознавая, куда (и когда) их это самое течение занесет. Часто приходится сталкиваться с поверхностным любопытством: «Ой, как это все занимательно!». И сравнительно редко отмечены еще два вида отношения: фанатизм и скептицизм. Фанатики верят всему, слепо цепляясь за «систему», и часто даже хорошие идеи за счет своей чрезмерной старательности доводят до абсурда. Скептики, напротив, встречают ТМ в штыки: «А зачем вообще все это нужно?!». Результаты анкетирования отображены на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 - Диаграмма «Отношения педагогов к проблеме времени»
Если речь идет о «лицах, принимающих решения» (ЛПР) - о директоре школы и их заместителях, то их скептицизм вполне обоснован. Во-первых, на этих людях лежит большая ответственность (за подчиненных, за процесс и, главное, за результат работы), а во-вторых, они постоянно перегружены и просто не имеют лишнего времени на изучение и применение в своей деятельности «всякой ерунды». Иногда ЛПР действительно трудно понять, что ТМ - это не «ерунда», а один из инструментов управления организацией, который (наряду с другими подобными инструментами) может значительно повысить эффективность деятельности руководителя и во многом упростить ее.
Можно приводить скептикам риторические доводы, что слова «успех» и «успевать» являются близкими по смыслу, что добиваться успеха - это не просто достигать поставленных целей, но еще и делать это вовремя. Но, по нашему мнению, для того чтобы очертить сферы применения ТМ (в первую очередь ролевого и социального ТМ), удобнее всего использовать понятие «компетентность во времени». В самом общем виде компетентность во времени - это какие-то факторы или причины, позволяющие организации (человеку) выполнять запланированные дела, укладываясь в заранее установленные сроки.