Использование слова «управление» в самом словосочетании «управление временем» создает своего рода терминологическую установку, отсылающую всех ТМ-неофитов к блоку экономических дисциплин современной науки. Традиционно сложилось так, что «управление временем» - это раздел общего менеджмента. В некоторых случаях ТМ соотносится с общими вопросами управления организационными структурами и процессами, иногда - с персональными навыками и личностными компетенциями менеджера. Реальное же положение дел состоит в том, что ТМ плохо «помещается» в границы только экономических дисциплин и имеет обширные междисциплинарные связи с множеством других наук: философией, психологией, социологией, биологией, физикой и др. Во всех этих многочисленных науках «рассеяно» множество знаний о времени, без учета которых какое-либо «управление» временем будет неэффективным или просто невозможным. Но здесь специалиста по ТМ поджидает опасность «необъятности» проблемы времени, столкновение с разнородными знаниями, которые на современном этапе развития мировой науки в принципе плохо интегрируемы [4, c. 13].
«Управление» также подразумевает решение не столько научной задачи (познание природы времени), сколько прикладной. И здесь ТМ крайне плохо институциализирован: частично его техники «вкраплены» в основные функции менеджмента (планирование, контроль и др.), частично он является одним из направлений деятельности бизнес-консультантов, частично был и остается чем-то вроде хобби для всех интересующихся своим личностным ростом и развитием.
Чтобы попытаться преодолеть существующую ныне «технологическую размытость» ТМ, можно выделить три его основных типа отраженных в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Три типа тайм-менеджмента
Тип ТМ |
Индивидуальный |
Ролевой |
Социальный |
Субъект (кто управляет) |
Сам человек |
ТМ-консультант |
ТМ-консультант |
Объект (кем управляют) |
Сам человек |
Личность (профессионал) |
Группа (организационная подструктура) |
Цель (для чего) |
Оптимизировал достижение индивидуальных жизненных целей личности |
Оптимизировать процесс и результат выполнения социально-ролевых (профессиональных) функций |
Оптимизировать процесс и результат выполнения организационных функций, включая взаимоотношения |
Предмет (чем управляют) |
Личностные знания, способности, умений |
Профессиональные знания и навыки, стратегии поведения |
Нормы, правила, стандарты, алгоритмы, способы деятельности и коммуникации |
Мотивация (почему, ради чего) |
Внутренняя: интерес, желание стать лучше |
Частично внутренняя (желание повысить компетентность), частично внешняя (трудности в работе) |
Внешняя: медленная и неэффективная работа; сложности с управлением группой |
Первый тип ТМ, условно названный «индивидуальным», осуществляется с опорой на парадигму личностного саморазвития. В данном случае человек выступает в роли «сам себе тайм-менеджер», используемые им методы управления временем предельно индивидуализированы, что-то он берет для себя из книг, чему-то обучается на специализированных курсах и тренингах, что-то изобретает для себя сам. По существу, такой индивидуальный ТМ выступает как своеобразное хобби и нацелен на достижение, прежде всего, внутри личностных целей, в контексте совершенствования человеком своих способностей и творческой самореализации. Сфера приложения подобного индивидуального ТМ чаще всего - творческие увлечения (художественное или техническое творчество) и обучение (работа с информацией). Типичным примером здесь может быть, например, самостоятельное изучение какого-либо иностранного языка, которое осуществляется по разработанному самим учеником плану, с использованием каких-либо приемов и способов запоминания и воспроизведения информации.