время менеджмент школа планирование
Истоки пунктуальности швейцарцев, немцев, шведов, американцев и других народов, «озабоченных временем», нужно искать в религиозной трудовой этике. В протестантской Европе, а также у старообрядцев России и Беларуси труд был частью религиозного служения, а деловой успех - знаком глубокой личной связи с Богом, призвания (отсюда немецкое der Beruf - «профессия»). Было распространено представление о том, что время - это капитал, предоставленный Богом человеку для того, чтобы тот правильно его «вложил».
Со временем, это понятие еще больше трансформировалось, и уже в начале XVIII в. Б. Франклин просто отождествил время и деньги. Тот же вывод повторили Дж. Лакофф и Дж. Джонсон в своей знаменитой книге «Метафоры, которыми мы живем»: время - ценный ресурс, время - это деньги. Данная фундаментальная метафора западной культуры положена в основу так называемого «Управления временем» (Time management), постепенно осваивающего отечественное поле управленческих технологий. Лозунги этого движения таковы: «Время мое и больше ничье, оно всегда должно приносить доход»; «Никакого откладывания на завтра, потакания чужим ожиданиям!», «Полный самоконтроль: использование времени в метро, при перекуре, любом ожидании и даже . во сне!», «Наличие пустого (свободного) времени говорит о вас очень плохо».
Если говорить об идее управления временем, то, возможно, она существует ровно столько, сколько существует человечество. Для большей «конкретики» следует рассматривать идею с момента появления термина «менеджмент» (в его современном смысле - как научно обоснованной профессиональной управленческой деятельности) и собственно устойчивого терминологического сочетания «time management» (навыки менеджера по управлению временем). Не претендуя на серьезную историческую «археологию» вопроса, можно выделить три основных этапа развития ТМ.
Тейлоризм (время наибольшей популярности - 1910-1940 годы).
Назван по имени одного из основателей современного научного менеджмента Фредерика Тейлора. Тейлор считал, что в западном обществе (в начале XX века) сформировался своего рода стереотип «работы с прохладцей», когда работники в силу естественной склонности («природной лени») человека, а также в силу сложившейся культурной традиции «круговой поруки» нарочно замедляют темп работы. При этом Тейлор критически относился к «потогонным системам» организации труда, предъявляющим к работнику необоснованные требования относительно скорости и производительности работы. «Золотая середина» между «потогонными системами» и «природной ленью» заключается, по мнению Тейлора, именно в методах научного управления производством, в обязательном порядке включающих и такое важное направление, как управление временем (вторая глава книги Тейлора содержит много примеров настоящего ТМ-реинжиниринга) [14].
«Русским Тейлором» по праву можно назвать Алексея Капитоновича Гастева [15]. По заданию В. И. Ленина в 1920-х годах А. К. Гастев с сотрудниками активно изучал наиболее эффективные зарубежные методы управления и организации производства (в частности, сам Гастев работал на французских предприятиях, управляемых по системе А. Файоля [16], а также переписывался с Г. Фордом и другими ведущими менеджерами того времени); в 1920 году основал и возглавил ЦИТ (Центральный институт труда) в России, в котором было разработано около 1900 методик обучения профессиям и подготовлено более полумиллиона рабочих.
В духе идей Тейлора работали и другие российские специалисты, например, П. М. Керженцев [17], который отчасти являлся оппонентом Гастева. Если за спиной Гастева были «цитовцы», то Керженцев возглавлял оппонирующую им «группу 17-ти». Если «цитовцы» считали, что НОТ (научная организация труда) должна рождаться в научных лабораториях как «строгая дисциплина», то, по мнению «группы 17-ти», НОТ является плодом массового трудового энтузиазма, когда ученые лишь обобщают способы оптимизации труда, придуманные рабочими.
В понимании важности временного фактора для НОТ мнения Гастева и Керженцева совпадали. В частности, для распространения отечественных идей НОТ П. М. Керженцев создал в 1926 году международную Лигу «Время», члены которой придавали особое значение методам управления временем.