Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными методами исследования.
Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное применение способствует получению достоверных и полных результатов исследования возникших в организации проблем. Выбор методов исследования, интеграция различных методов при проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводящих исследования.
Система управления - совокупность взаимосвязанных элементов, способ реализации технологии управления, предполагающий воздействие на объект с целью изменения его состояния и процессных характеристик (см. рис 1.7 приложение 7). Система управления включает следующие основные элементы: датчики информации о состоянии объекта управления, подсистема сбора и передачи этой информации, подсистема обработки и отображения этой информации, подсистема выработки управляющих воздействий, подсистема передачи управляющих воздействий.
Разберем методы системы управления на примере (см. рис 1.8 приложение 8)необходимые для оценки методов менеджмента:
При проведении стратегического анализа организации, для анализа макроокружения и выделения особо значимых факторов для деятельности организации применяется метод СТЭП - анализа. Данный тип анализа характеризует 4 группы факторов: экономические, политические, социальные и технологические, влияющих на деятельность организации. Отсюда и название метода расшифровывается и переводится как:
S - Society - общество (социум); T - Technology - технология;
E - Economy - экономика; P - Policy - политика.
В литературе встречается также название данного метода как ПЭСТ - анализ.
Под SWOT - анализом понимаются исследования, направленные на определение и оценку сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей и потенциальных угроз, а так же возможностей и угроз внешней среды, установление связей между ними и использование их для формирования стратегий фирмы. Возможности определяются как нечто, дающее фирме шанс сделать что-то новое: выпустить новый продукт, завоевать новых клиентов, внедрить новую технологию, перестроить бизнес-процессы и т.п. Угроза - это то, что может нанести ущерб фирме, лишить ее существующих преимуществ (появление новых конкурентов, товаров-заменителей и т.п.).
SWOT - анализ может быть проведен в течение любого реально имеющегося времени - от 1-2 ч до нескольких дней. Если в первом случае выводы приходится делать на основе экспресс опроса, то при наличии 2-3 дней удается предварительно изучить документы, провести необходимые интервью, разработать модель ситуации и детально обсудить проблемы с заинтересованными участниками. SWOT -анализ целесообразно проводить с использованием несложных графологических средств.
Название этого метода составлено из аббревиатуры начальных букв английских слов: strength, opportunity, weakness, threat.
Процесс проектирования набора стратегических программ и мероприятий фирмы связан с решением следующих задач:
- определение специфики объекта исследований;
проведение анализа внешней среды;
проведение анализа потенциала фирмы;
установление связей угроз и возможностей внешней среды и сильных и слабых сторон фирмы;
идентификация стратегии фирмы;
оформление отчета о проведенной работе.
Анализ конкурентоспособности системы управления проводится согласно следующему алгоритму:
характеристика объекта исследования;
определение критериев и формирование группы показателей, используемых для оценки конкурентоспособности системы управления объекта исследования;
формирование информационной базы (исходных данных);
расчет выделенных показателей предприятия в динамике;
экспертная оценка составляющих конкурентоспособности системы управления объекта исследования;
определение обобщающих показателей по каждому критерию в динамике;