Видно, что при начальном росте заработной платы эффект от деятельности будет расти. Дальнейший рост заработной платы, очевидно, приводит к большим общим затратам, в результате чего себестоимость и цена продукции будут расти, а объемы продаж, выручка, прибыль и рентабельность падать. Общий эффект от деятельности будет снижаться.
В экономические методы входят:
. Метод планирования - это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации, её составных частей. С помощью планирования определяется предстоящий период цели коллектива, пути и средства их достижения. Планирование является важнейшей частью предпринимательской практики в рыночных условиях. С общеэкономической точки зрения планирование - это механизм, который заменяет цены и рынок.
Он бывает: программно-целевой; сетевой (коллективный); новый вид бизнес-план - способствует у менеджера навыков предпринимательской деятельности, служит обоснованием для получения долгосрочных капитальных вложений (инвестиций).
. Бюджетный метод управления - это совокупность предвидений (прогнозов), характеризующих условия, при которых будет осуществляться деятельность предприятия, и дающих предоставление об основных статьях доходов и расходов и т.д. успешное использование данного метода дает: наличие хорошо организованной бухгалтерской службы, чтобы за каждый бюджет отвечал определенный руководящий работник.
. Хозяйственный расчет - это метод хозяйствования, который предполагает, что предприятие не только не покрывает свои расходы доходами, но и получает прибыль от результатов своей деятельности.
Под организационно-распорядительными методами понимается управление, основанное на обязательном подчинении исполнителей и нижестоящих подразделений руководителями выше стоящих органам, на принципе единоначалия. К организационно-распределительным методам относится и правовые методы управления, которые представляют собой ряд законодательных актов, регулирующих хозяйственный механизм. Например, Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности», Закон «Об инвестициях», Закон «О приватизации».
Под воспитательными методами понимается - воздействие на идейно-морально-этические качества работника. Воспитание у работника ответственности за результаты своей деятельности, развитие в коллективе критики и самокритики, проведение совета коллектива и т.п.
Под социально-психологическими методами понимают - управление людьми, т. е процесс регулирования сложной сети межличностных отношений. Этот метод включает разнообразный арсенал способов и приёмов, разрабатываемых социологий, социальной психологии, психологии личности и труда, и другие науки. Эти методы предусматривают проведение исследований при помощи анкет, интервью, деловых игр по системе «человек о человеке», «коллектив о человеке», «человек о коллективе». Эти методы широко применяются менеджерами многих предприятий при формировании персонала, в управлении формальными и неформальными группами, для преодоления конфликтных и стрессовых ситуаций.
Нам представляется, что общепринятая классификация методов управления не в полной мере отражает их сущность. Например, любой нормативный акт как атрибут административного метода управления, кроме административно-правовых, решает и социально-экономические вопросы, а реализация нормативного акта требует применения знаний в области психологии. Вместе с тем результаты экономического управления чаще всего отражаются или фиксируются в нормативных (административных) документах. Экономические вопросы неправомерно рассматривать в отрыве от социальных и, наоборот, социальные - в отрыве от экономических и правовых вопросов.
В основание классификации методов управления, на наш взгляд, следует положить иной признак - степень свободы объекта управления в связи с воздействием на него субъекта. Индивидуум как объект управления может иметь следующие степени свободы: ограниченную свободу, при которой субъект управления принуждает зависимый объект выполнять планы или задания; мотивационную свободу, при которой субъект управления должен найти обоснованные мотивы, побуждающие объект управления к выполнению планов или заданий; высокую степень свободы, при которой субъект управления должен с использованием логики и психологии формировать метод воздействия на относительно независимый объект управления, ставя во главу угла изучение психологического портрета управляемой личности и тенденции ее развития. Для объекта управления в этом случае удовлетворение первичных физиологических потребностей не является приоритетным, для него важнее удовлетворение высших потребностей (самореализация, самовыражение).
Исходя из рассмотренных степеней свободы объекта, методы управления целесообразно подразделять на три группы: принуждения, побуждения, убеждения. Сравнительная характеристика этих методов приведена в таблице 1 (См. Приложение 6).
Приведенные в таблице характеристики методов управления являются укрупненными, отражающими преобладание, или приоритет, конкретного признака по конкретной группе методов. Новизна представленной таблицы заключается в системности подхода к проблеме. Анализ соответствия характеристики конкретной системы управления приведенным в таблице рекомендациям позволит найти «узкие места» в этой системе.