бренд инновационный лицензирование франчайзинг
Термин «инновация» (innovation- новшество; нововведение - англ.) появился в отечественном экономическом и юридическом лексиконе в начале 1980-х гг., будучи «включенным» в общий смысловой контекст обширнейшего гуманитарного понятия научно-технического прогресса.
Опираясь на приведенное выше определение инновации, покажем характерные признаки данного вида деятельности.
Во-первых, это деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта.
Во-вторых, это деятельность по доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке.
Разработка стратегии технического и организационного развития в современных условиях является необходимым условием обеспечения успешности и эффективности предприятия. Поэтому, независимо от наличия специального подразделения по подготовке планов и проектов, абсолютно на каждом предприятии должна вестись работа по формированию стратегий технического и организационного развития. К понятию стратегии технического и организационного развития приближено понятие «операционная эффективность». Операционная эффективность заключается во внедрении передового опыта, непрерывном улучшении аналитических показателей, превышении мирового уровня качества, постоянных улучшениях в работе организации.
Инновационный аспект присущ всем сферам деятельности предприятия. Следовательно, в рамках стратегического управления в качестве основного аспекта, который обеспечивает взаимосвязь всех других видов функциональных стратегий предприятия, выступает инновационная политика. Инновационная политика предстает как фундамент построения общей стратегии компании, как базовая основа для последующей разработки процессной и сетевой стратегии, маркетинговой и финансовой политики компании. Инновационная политика связывает воедино все политики и стратегии предприятия и определяет место каждой из реализуемых на предприятии функций в общем процессе научно-производственной деятельности. Представляется, что сочетание всех компонентов инновационной политики предприятия может быть представлено в виде следующей схемы (рис. 1).
Рис. 1. Взаимосвязь компонентов инновационной политики фирмы
Таким образом, инновационная политика предстает в качестве ключевого блока при разработке стратегий предприятия на всех уровнях функциональных подразделений. Последовательность её формирования:
формирование инвестиционной стратегии;
формирование маркетинга ноу-хау;
развитие производства;
формирование организационных изменений;
формирование кадровой политики;
формирование экологической политики;
формирование стратегии повышения качества и др.