Важным элементом планирования движения средств является процедура управления дебиторской задолженностью. В компании необходимо разрабатывать соответствующий регламент управления дебиторской задолженностью, в котором должны быть указаны должностные лица, принимающие участие в процессе, а далее внедрить процедуру на предприятии.
Управление дебиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.
Управление дебиторской задолженностью на предприятии включает следующее:
· сквозной анализ дебиторской задолженности и постоянный контроль за ее состоянием;
· группировка покупателей в соответствии с вариантами расчетов с ними: предоплата, другие формы расчетов, отсрочка платежа;
· определение сферы применения скидок с цены как части ценовой политики, а также политики, условий, сферы коомерческого кредитования при отсрочке платежа; выявление возможностей использования векселей и определение вексельной политики;
· прогнозирование поступления дебиторской задолженности и определение способов ее получения;
· выявление возможностей возникновения сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности и путей их сокращения;
· своевременное образование резервов по сомнительным долга.
В целях научно обоснованного и осмысленного управления дебитоской задолженностью предприятию необходимо разработать и внедрить:
) методические положения (подходы,принципы, табличный материал) по анализу дебиторской задолженности на предприятии по срокам возникновения и погашения, по перечню (реестру) дебиторов; по перечню специфических показателей анализа и оценки состояния дебитоской задролженности как за определенный период, так и на определенную дату;
) методику прогнозирования поступления дебиторской задолженности в соответствии с коэффициентами инкассации;
) политику коммерческого кредитования предприятия и в том числе:
гибкую систему скидок покупателям, особенно при предварительной и досрочной оплате;
систему гибких сроков: предельных - отсрочки платежа, допустимых - просрочки платежа;
системы контроля фактических сроков оплаты продукции, работ, услуг в сравнении с нормативными;
) политику предприятия по поводу оформления отсрочки платежа векселями, утверждение соответствующего норматива; рекомендации структурным подразделениям предприятия по поводу выпуска собственных векселей;
) обоснованную политику применения соответствующих форм безналичных расчетов к отдельным потребителям или их группам, в том числе с использованием авансовых платежей;
) банк данных, характеризующих клиентов предприятия, их платежную историю и современную кредитоспособность;
) другое.