Мотивы - это побуждения человека к действию, направленные на результат (цель).
Цели - это желаемый объект или его состояние, к обладанию которым стремится человек.
Общая схема мотивационного процесса, отражающая его цикличность и многоступенчатость, а также взаимосвязь потребностей, мотивов и целей, представлена на рис 1.6.
Рис. 1.6. Схема протекания мотивационного процесса
Представленная схема является довольно условной и дает лишь самое общее представление о взаимосвязях потребностей и мотивов. Реальный же мотивационный процесс может быть значительно более сложным. Мотивы, движущие человеком, чрезвычайно сложны, подвержены частым переменам и формируются под воздействием целого комплекса внешних и внутренних факторов - способностей, образования, социального положения, материального благосостояния, общественного мнения и т.п. Поэтому прогнозирование поведения членов коллектива в ответ на разные системы мотивации весьма затруднительно.
Мотивация как функция управления реализуется через систему стимулов, т.е. любые действия подчиненного должны иметь для него положительные или отрицательные последствия с точки зрения удовлетворения его потребностей или достижения его целей. Изучение коллектива может позволить руководителю создать мотивационную структуру, с помощью которой он осуществит воспитание коллектива в нужном направлении.
В настоящее время организация эффективной системы стимулирования персонала является одной из наиболее сложных практических проблем менеджмента. Типичными проблемами в организациях, связанными с низкой мотивацией персонала являются:
высокая текучесть кадров
высокая конфликтность
низкий уровень исполнительской дисциплины
некачественный труд (брак)
нерациональность мотивов поведения исполнителей
слабая связь результатов труда исполнителей и поощрения
халатное отношение к труду
отсутствие условий для самореализации потенциалов сотрудников
проблемы общественного сотрудничества» в деятельности фирмы
низкая эффективность воздействия руководителей на подчиненных
низкий уровень межличностных коммуникаций
сбои в производственном процессе
проблемы при создании согласованной команды
слабая перспектива карьерного роста, отражающаяся на рабочем тонусе сотрудников
противоречия в отношениях между предпринимателем и работником
низкая эффективность методов нормативного описания труда
неудовлетворенность работой сотрудников
низкий профессиональный уровень персонала
безынициативность сотрудников
деятельность руководства негативно оценивается персоналом
неудовлетворительный морально психологический климат
недостаточное оснащение рабочих мест
организационная неразбериха
недостаточное внимание к учебе и стажировке резерва
неразвитость соцкультбыта предприятия
нежелание сотрудников повышать свою квалификацию
неналаженность системы стимулирования труда
несоответствие между реальным поведением исполнителя и ожиданиями от него начальником
низкий моральный дух в коллективе
проблемы в управлении персоналом, склонных к честолюбию, карьерному росту и многие другие.