Проблемы делегирования задач и ответственности наиболее полно можно раскрыть на примере крупного предприятия с несколькими отделами. Поэтому в качестве объекта исследования я выбрал большой завод по производству и сбыту товаров бытовой химии. Полное название компании - Научно-Производственное Объединение (НПО) «Линстэк», расположенное в Санкт-Петербурге по адресу Петродворцовый район, ул. Мира 1.
Более 10 лет «Линстэк» выпускает мыло, пену, обойные клея и прочие товары, являясь на сегодняшний день крупнейшим в России производителем солей для ванн. Предприятие было первым в России, начавшим выпуск этой продукции, и продолжает оставаться лидером на солевом рынке, а также новатором в области выпуска высокотехнологичных новинок. В миссию организации включается такое понятие как забота о здоровье населения, так как свою продукцию предприятие позиционирует в первую очередь как оказывающую благоприятное воздействие на самочувствие человека.
На территории предприятия находится производственная часть, (в которую входят отделы по изготовлению упаковки и расфасовки соли) технологический отдел, и отдел развития, торговый дом и транспортная фирма. Распространением товаров под маркой «Соли от Ларисы» занимаются дочерние предприятия - ТД «Майя» и экспортный отдел «Цетус плюс».
Форма организационной структуры - функциональная, соблюдается принцип единоначалия (иерархическое подчинение), т.е. у каждого работника есть один непосредственный начальник. Присутствует достаточно высокий уровень централизации. Существует жесткая регламентация деятельности.
Каждое из подразделений НПО «Линстэк» имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. Персонал группируется по тем широким задачам, которые они выполняют. Деятельность того или иного подразделения соответствуют наиболее важным направлениям работы всей организации.
Так как деятельность организации в значительной мере связана с технологией, руководством разработаны должностные обязанности, выполнение которых поручено конкретным лицам. Комплексное решение задач поручено отделам, которые и несут ответственность за их удовлетворительное выполнение.
Если появляется необходимость, руководство производит дальнейшее деление на более мелкие организационные подразделения для более эффективной работы. Но результат далеко не всегда положительный, так как растет бюрократизация. Отсюда возникают трудности, связанные с неэффективностью стандартных процедур. Это приводит к тому, что организация утрачивает гибкость поведения, поскольку все возникающие здесь вопросы и проблемы решаются довольно долго.
На производстве работает около 150 фасовщиков и выдувщиков, которым предоставляется обучение; работники ОТК (8 человек) должны иметь средне - техническое образование; сотрудники технологического отдела (10 человек - высшее образование по профилю или опыт работы не менее трех лет; зам. директор; и директор производственной части. Что касается дочерних предприятий, связанных со сбытом продукции, то можно отметить следующие требования: офис-менеджер - опыт работы; диспетчера - 5 человек, полное среднее образование; менеджеры по продажам - 10 человек, высшее образование и опыт работы; транспортный отдел - 3 человека, средне специальное; менеджер по персоналу - высшее образование; начальник отдела продаж - высшее образование и опыт в управленческой деятельности.
Как я уже отмечал, предприятие находится в пригороде (Петродворцовый район), и хотя существует служебная развозка от метро «Проспект Ветеранов», но предпочтение персоналу нижних звеньев отдается местным жителям.