Основные виды мотивации
Материальная
- назначение, повышение оклада, доплаты и надбавки, переменная часть заработка - премии, комиссионные и пр. Ее также называют экономической
мотивацией.
Фиксированная заработная плата, обеспечение пакетом социальных благ, перспектива роста, надбавки и премии - все это необходимо. Но, снова-таки, из-за простого их наличия еще не хочется работать хорошо, с азартом и готовностью к свершению трудовых подвигов.
На самом деле экономическая мотивация как система может быть реализована на двух уровнях. Уровень локальных мероприятий, или внешний уровень, описан выше (фиксированные и обязательные материальные блага). В исследованиях Ф.Герцберга они названы гигиеническим фактором, априорным атрибутом какой-либо наемной работы вообще (п.1.2.4 настоящей работы).
Второй уровень - внутренняя мотивация персонала. Иными словами, мотивация, инициирующая возникновение некой движущей силы внутри работающего. Силы, побуждающей к постоянной деловой активности и достижению новых высот. Внутренняя мотивация развивается, если на предприятии создаются условия, мотивирующие на базовом экономическом уровне. Компания функционирует по цепочке, создающей определенную среду, условия самомотивированности каждого сотрудника. Если деятельность по своей природе связана с деньгами, то вознаграждение увеличивает ее внутреннюю мотивацию, то есть интерес к ней, радость от ее осуществления и продолжительности.
Экономическая мотивация внутреннего уровня может функционировать как самостоятельно, так и вместе с внешней. Наиболее эффективным зарекомендовало себя именно объединение двух инструментов.
Нематериальная
- вознаграждение за заслуги, имеющее денежное выражение, но выдаваемое работнику в неденежной форме (путевки, подарочные сертификаты, продукция компании и т.д.).
Моральная
- вознаграждения, не имеющие денежного выражения: признание статуса и заслуг (встречи с руководством, грамоты, дипломы), предоставление отдельным сотрудникам особых условий работы (гибкий или свободный график, самоконтроль качества и т. п.) и дополнительных возможностей распоряжаться ресурсами организации.
Организационная
- создание организационной культуры, поддерживающей мотивацию сотрудников на достижение целей компании.
Процесс мотивации сложен и неоднозначен, существует довольно значительное количество различных теорий, объясняющих заинтересованность сотрудников в своей работе разными потребностями индивидуума и условиями его существования. Многочисленные исследования трудовой мотивации продолжаются и сегодня, они способствуют появлению новых и развитию существующих концепций мотивации персонала.
До сих пор ни одна теория трудовой мотивации не может полностью охватить и объяснить трудовое поведение человека, но каждая из них дает возможность оценить и воздействовать на отдельные ситуации, рассматривая поведение работника с разных точек зрения. Поэтому знакомство с различными моделями и теориями дает возможность более полного понимания и управления человеческим поведением.