Современные менеджеры часто оперируют словом «стратегия». Помимо всего прочего в него вкладывается смысл высшего проявления управленческой деятельности. Среди всех определений стратегии можно выделить следующие основные направления:
) стратегия - это план, ориентир, направление развития, руководство;
) стратегия - это принцип поведения или следование некоторой модели поведения;
) стратегия - это позиция (позиционирование товара на рынке);
) стратегия - это перспектива, взгляд в будущее предприятия;
) стратегия - это прием, особый маневр, позволяющий обойти конкурентов.
Использование стратегий и соответствующих подходов во всех приведенных аспектах имеет свои положительные и отрицательные стороны (приведены в таблице 1).
Таблица 1 - Преимущества и недостатки использования стратегий
Преимущество |
Недостаток |
Принятая стратегия позволяет сосредоточится на деталях | |
Независимо от взятого за основу определения роль стратегии для предприятия заключается в том, что с ее принятием снимаются проблемы концептуального характера и менеджеры, определившись в главном, могут обратить внимание на детали. Даже высшие руководители не могут постоянно заниматься вопросами стратегического характера, так как не имеют права постоянно сомневаться. |
Проблема заключается в изменении со временем окружающих обстоятельств - внешняя среда со временем дестабилизируется, исчезают и возникают опасности и возможности. Все, что в принятой стратегии было конструктивным и эффективным может превратиться в свою противоположность. |
Стратегия задает направление | |
Основной смысл стратегии - указывать предприятию надежный курс развития в существующих условиях. |
Стратегический курс может заслонить потенциальные опасности. Направление имеет огромное значение, но в некоторых ситуациях критичным является следование текущим реалиям, для того чтобы в нужный момент изменить поведение. |
Стратегия координирует усилия | |
Стратегия способствует координации деятельности. В ее отсутствие менеджмент прилагает усилия в различных направлениях, которые часто противоречат друг другу. |
Чрезмерная координация усилий ведет к потере периферийного зрения, благодаря которому ведется поиск новых возможностей. Принятая стратегия довлеет над предприятием. |
Стратегия характеризует организацию | |
Стратегия отражает в общих чертах характер предприятия и его отличительные особенности. |
Определение организации через стратегию может оказаться слишком упрощенным, вплоть до использования стереотипов, в результате остаются незамеченными размах и сложность системы. |
Стратегия обеспечивает логику | |
Стратегия устраняет неопределенность и обеспечивает порядок в управлении. |
Любая стратегия, как и любая модель, есть упрощение, неизбежно искажающее реальность. |
Важнейшими базисными элементами стратегического менеджмента являются видение, миссия и стратегические цели.
В принципе возможны два подхода к установлению целей предприятия. Суть первого подхода достаточно проста и хорошо известна российским специалистам по управлению: метод «планирования от достигнутого» [46].
Второй подход к установлению корпоративных целей значительно сложнее, он предполагает разбиение процесса определения целей на ряд последовательных шагов:
. Определение видения организации.
. Формулировка миссии (философии) бизнеса.
. Установление стратегических общих целей на плановый период.
. Определение конкретных целей (задач).
Считается, что основное достоинство такого пошагового подхода заключается в том, что он заставляет менеджеров и специалистов предприятия осмыслить, что они желают достичь и каким именно образом [49].
Видение - это представление о желаемом состоянии фирмы в будущем. Это отображение, образ желаемого состояния организации на длительную перспективу, когда временные ограничения конкретно не устанавливаются.
Миссия - это деловое понятие, в кратком виде отражающее предназначение бизнеса, его философию. Миссия помогает определить, чем в действительности занимается предприятие: какова его сущность, масштабы, перспективы и направления роста, отличия от конкурентов. Считается, что формулировка миссии должна быть яркой, лаконичной, динамичной фразой, удобной для восприятия, и отражать следующие аспекты: