Для анализа производственного развития предприятия, исходя из его проблем, были выделены четыре базовых стратегии:
) стратегия лидерства;
)стратегия нападения;
)стратегия обороны;
) стратегия отступления.
Но, для начала, нужно выделить блок проблем предприятия, который данные стратегии должны будут решить:
· Конкуренция;
· Неблагоприятная политика государства;
· Транспортные проблемы;
· Социальные проблемы;
· Объекты социальной инфраструктуры;
· Экология
Первая стратегия - стратегия лидерства. Когда рынок имеет тенденцию быстрого роста, предприятие может обеспечить успешное развитие, проводя одинаковую с конкурентами рыночную политику, поскольку конкуренция в значительной степени ослабляется расширением рынка. Однако в современных условиях часто при отсутствии этой тенденции, большое значение приобретает разработка концепции реагирования на конкурентную борьбу на рынке или взаимного комбинирования ориентаций на рыночный спрос и на конкуренцию.
Данный вид стратегии является наиболее подходящим для аэропорта «Домодедово». Постоянно меняющаяся система целей, с помощью которой предприятие может приспособиться к любым изменениям это большое преимущество аэропорта перед конкурентами. Но, с другой стороны, создание такой системы затратит огромное количество времени и ресурсов, а также, при её функционировании, изменение одной цели непременно приведёт к изменению другой, пока не придётся менять большую часть всей стратегии.
Вторая стратегия - стратегия нападения, которую также называют атакующей или созидательной, предполагает активную, агрессивную позицию предприятия на рынке и преследует цель завоевать и расширить рыночную долю. Считается, что на каждом рынке услуг имеется так называемая оптимальная рыночная доля, которая обеспечивает необходимую для эффективной деятельности и существования фирмы норму и массу прибыли.
Однако если доля фирмы опускается ниже оптимального уровня, перед ней встает дилемма - либо принять меры к ее расширению, либо уйти с рынка.
Фирма может выбрать атакующую стратегию в нескольких случаях:
· если доля на рынке ниже необходимого минимума или резко сократилась в результате действия конкурентов и не обеспечивает достаточного уровня прибылей;
· если она выпускает на рынок новый товар;
· если осуществляет расширение производства, которое окупится лишь при значительном увеличении продаж;
· если фирмы-конкуренты теряют свои позиции и создается реальная возможность при относительно небольших затратах расширить рыночную долю.
Третья стратегия - оборонительная или стратегия стабильности (ограниченного роста) предполагает сохранение фирмой имеющейся рыночной доли и удержание своих позиций на рынке. Подобная стратегия характерна в той ситуации, если рыночная позиция фирмы удовлетворительная, или у нее для проведения активной агрессивной политики недостаточно средств, или фирма опасается ее проводить из-за нежелательных ответных мер сильных конкурентов или со стороны государства. Такую политику часто проводят солидные фирмы на известных для них рынках.
Подобный тип стратегии довольно опасен и требует самого пристального внимания со стороны проводящей ее фирмы к вопросам развития научно-технического прогресса и действиям фирм-конкурентов. При выходе на рынок фирмы предпочитают идти от простого к сложному, отрабатывая методы проникновения и внедрения в более доступном или освоенном рынке, а затем уже выходить на сложные и труднодоступные рынки. Это правило соблюдается и при концентрированном (поиск оптимального сегмента рынка от одного к другому), и при дисперсном (выход на наибольшее количество сегментов, с последующим отбором оптимальных) выходе на рынок.
Помимо рассмотрения данных видов производственных стратегий аэропортов, представлена стратегия, основанная на принципах системы целей, разработанной для предприятий, занимающихся производством продукции.
Стратегическая цель производственной стратегии - удовлетворение запросов рынка по ассортименту, объему и качеству выпускаемой продукции. В нашем случае - предоставлению услуг.
Основные цели производственной стратегии:
оптимальная загрузка мощностей;
снижение затрат на обслуживание;
качество обслуживания;
соответствие производства услуг спросу.
Производственная стратегия должна комплексно решить производственные задачи в соответствии с общей корпоративной стратегией и позволить предприятию занять лидирующее положение на рынке аэропортовых услуг.
Ø Производственные ресурсы
Стратегическая задача направления - сфокусировать производственные мощности по следующим параметрам:
) оптимальная загрузка персонала и техники, выполняющей основные функции аэропорта;