Имея стоимость каждого элемента производственного потенциала предприятия, общую ее величину можно рассчитать следующим образом:
П=Соф+Стр+Сэр+Ст+Си, (2.3)
Где: П - величина производственного потенциала предприятия,
Сэр - стоимость энергетических ресурсов,
Си - стоимость элемента "информация".
Поскольку производственный потенциал предприятия представляет собой сложную систему, то уровень эффективности его использования характеризуется совокупностью показателей. Количество и состав показателей в общем случае определяют оперативные характеристики бизнеса. По сути, оценивая эффективность предприятия мы производим его мониторинг текущего состояния.
Итак, система показателей, как минимум, должна включать следующие финансовые коэффициенты:
· тенденцию изменения выручки;
· относительный валовой доход;
· средний период погашения дебиторской задолженности;
· оборачиваемость товарно-материальных запасов;
· коэффициент быстрой ликвидности.
Показатель тенденция изменения выручки является наиболее важным, т.к. является индикатором благополучия предприятия.
На основании данных тренда выручки оценивается коэффициент изменения выручки (Кив), расчетная формула которого имеет вид:
Выручка часто имеет сезонный характер, который устанавливается на основе статистики прошлых периодов работы предприятия. Но чаще всего данный показатель отражает сравнение фактических и плановых объемов продаж. Негативный тренд выручки - индикатор скорой потери прибыли и ликвидности предприятия. Если выручка ниже плановых значений, то это означает потенциальную невозможность покрыть операционные издержки, что вскоре может привести к потере платежеспособности предприятия. Вот список возможных причин негативного тренда выручки:
· отсутствие адекватной маркетинговой стратегии;
· пассивный маркетинговый подход;
· неэффективные средства продажи;
· низкое качество товара;
· неадекватное ценообразование;
· плохое качество обслуживания клиентов;
· устаревшие товары;
· жесткая конкуренция.
Наблюдая негативное изменение выручки, менеджмент предприятия должен принять адекватное решение, не дожидаясь конца года, когда подводятся окончательные итоги. В частности, возможно, следует разработать новую маркетинговую стратегию и план или же пересмотреть степень выполнения действующего плана. Необходимо помнить, что современная рыночная среда является очень динамичной. Рыночные изменения требуют разработки новых стратегий: то, что вчера было приемлемым, сегодня может оказаться неэффективным.
Вкачестве наиболее очевидного тактического средства следует пересмотреть политику и менеджмент продаж. В частности, стоит усилить рекламу, ввести систему вознаграждений (если ее нет), произвести организационные изменения в системе продаж, организовать новые маршруты доставки товара, создать новые каналы продажи товара, произвести тренинг продавцов и т.д. Не следует пренебрегать и средствами прямого воздействия на потребителей. Можно, к примеру, увеличить количество телефонных звонков и количество разосланных проспектов потребителям. Выбор в качестве второго показателя относительного валового дохода (Дов), который рассчитывается по формуле