Распределение работы и неструктурированность задач, необходимость принимать решения в условиях высокой неопределенности - все это обусловило существенную особенность работы торговой фирмы ЗАО «Валта Фуд» на первом этапе ее развития. Дело в том, что поначалу компания работала и развивалась, фактически не имея ни одной должностной инструкции. Конечно, в торговой фирме формально существовала организационная структура, и были распределены обязанности между сотрудниками, поскольку в ней работают профессионалы разного профиля.
В то же время между руководителями как самого высокого, так и среднего уровня распределялись не функции, а ответственность за области деятельности. Были распределены сферы деятельности, при этом конкретные функции и ответственность за результат не закреплялись жестко за исполнителями, что, по нашему мнению, напоминает организацию труда в крестьянском семейном хозяйстве.
Однако в настоящее время торговой фирмы ЗАО «Валта Фуд» необходимо обеспечить гибкость стратегии на рынке для того, чтобы сохранить одно из лидирующих положений в Санкт-Петербурге. Данный подход необходимо осуществлять, в том числе, и за счет разработки структуры управления торговой фирмы, что позволит рациональным образом распределить функциональные обязанности каждого подразделения компании и ее работников путем составления должностных инструкций.
Основное назначение торговой компании ЗАО «Валта Фуд», с точки зрения общества, определяется целями удовлетворения рыночной потребности в производимой продукции и услугах. Вместе с тем соответствие между системой целей и организационной структурой не может быть однозначным. Процесс перехода от целей организации к ее структуре представлен в Приложении 4. Таким образом, эффективность построения системы управления не может быть оценена каким-либо одним показателем. Поэтому целесообразно использовать набор нормативных характеристик аппарата управления: его производительность при переработке информации; оперативность принятия управленческих решений; надежность аппарата управления; адаптивность и гибкость.
Для эффективной работы торговой фирмы ЗАО «Валта Фуд» важно четко и ясно определить функциональные обязанности и полномочия работников, а также их взаимоотношение. Каждый сотрудник компании должен понимать, что ожидается от него, какими полномочиями он обладает, какими должны быть его взаимоотношения с другими служащими. Это достигается с помощью организационной схемы, дополненной соответствующими инструкциями и распределением обязанностей.
Также в ходе диагностики системы управления были выявлены определенные проблемы работы с персоналом. Необходимо отметить, что система управления персоналом рассматривается как одна из подсистем менеджмента любой организации. Она создается с целью обеспечения эффективной работы любой компании, рационального использования ее материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Главная задача менеджмента торговой фирмы ЗАО «Валта Фуд» - обеспечить отделы поставками продукции. При таком подходе к формированию плана автоматически закладывается возможность его невыполнения, потому что, например, не учитываются риски, связанные с изменением квалификационного состава сотрудников или их увольнением. При уходе квалифицированных сотрудников очень сложно быстро и оперативно найти соответствующую замену, что может грозить невыполнением обязательств, срывом сроков, что автоматически ведет к снижению доходов.
В целом существующую систему управления персоналом в торговой фирме ЗАО «Валта Фуд» можно охарактеризовать больше как «руководство кадрами». Сотрудники рассматриваются скорее как издержки или фактор производства, но не как стратегический ресурс, от которого в наибольшей степени зависит успех организации.