Одновременно необходимо отметить постоянный рост себестоимости и коммерческих расходов ООО «Модуль»: рост курса доллара привел к значительному удорожанию основных товаров, присутствующих в ассортименте фирмы, что вызвало увеличение расходов на закуп.
В целом хотелось бы отметить увеличение выручки от реализации и чистой прибыли предприятия (рисунок 7), все это говорит о стабильном росте организации ООО «Модуль» несмотря на экономический кризис.
Рисунок 7 - Динамика доходов и расходов ООО «Модуль», (тыс. руб.)
Для наглядности представим динамику основных показателей прибыли ООО «Модуль» в графическом виде (см. рисунок 8).
Рисунок 8 - Динамика показателей прибыли ООО «Модуль», (тыс. руб.)
Покупателями продукции ООО «Модуль» являются частные лица, бюджетные и частные организации (ООО, ОАО, ЗАО, ИП). По заключенным договорам на поставку продукции и оказания услуг оплата производится в течение 5-10 банковских дней с момента отгрузки товара и выполнения работ, но в последнее время покупатели работающие по безналичному расчету не выполняют условия договора и задерживают платежи.
Таблица 8
Анализ поступления денежных средств от покупателей
Наименование |
Сумма задолженности, тыс. руб. |
Отклонение 2010/2009 (+/-) тыс. руб. |
Отклонение 2011/2010 (+/-) тыс. руб. |
средние сроки возврата 2009 г. |
средние сроки возврата 2011 г. | ||
2009 г. |
2010 г. |
2011г. | |||||
ООО, ЗАО, ИП |
143 |
483 |
425 |
340 |
-58 |
48 дней |
48 дней |
Бюджетные организации |
40 |
152 |
250 |
112 |
98 |
15 дней |
20 дней |
ОАО |
112 |
250 |
275 |
138 |
25 |
акцепт 35 дней |
акцепт 60 дней |
ИТОГО |
295 |
885 |
950 |
590 |
65 |
- |
- |
Из данных таблицы 8 можно отметить, что самыми ответственными плательщиками являются бюджетные организации, они быстро гасят задолженность и уменьшают упущенную выгоду для фирмы ООО «Модуль». Для крупных организаций и заводов составляются специальные спецификации, согласно которым отсрочка платежа предоставляется в среднем на срок 35-60 дней. Изредка оплата производиться ценными бумагами (векселями), что тоже не очень удобно из-за долгого их срока обналичивания.
Данная ситуация связана с существующим кризисом, уменьшение платежеспособности потребителей в 2010-2011г. увеличило дебиторскую задолженность предприятия ООО «Модуль» по сравнению с 2009 годом. В связи с этим, предприятие вынуждено переходить к поставке продукции по 50% предоплате, как для небольших, так и для крупных организаций. В случае если покупатель делает 100% предоплату, ему дополнительно делается скидка в зависимости от объема закупки. Таким образом, предприятие ООО «Модуль» стимулирует своих потребителей и увеличивает поток денежных средств в обращении.