Логистическая миссия на предприятии это в первую очередь выбор логистической системы.
На существующем этапе, как нам известно, развития отечественной промышленности приобретает актуальность решение вопросов совершенствования логистических систем (ЛС) сбытового типа. Ведь все бизнес-процессы завершаются сбытом товаров и услуг. Хорошо налаженный сбыт продукции для изготовителя не менее важен, чем сам производственный процесс.
В современных рыночных условиях для удовлетворения требований заказчика к качеству, своевременности поставок и ценам вся деятельность предприятия должна быть согласована и ориентирована на потребителя. Успешное решение этого вопроса во многом зависит от качества и эффективности сбытовой логистической сети на предприятии.
В настоящее время на российском рынке существует большое количество фирм оказывающих логистические услуги. Большинство из них, как нам кажется, пока еще не готовы принять на себя управление всей логистической цепью - от поставщика до конечного потребителя. Но в принципе способны выполнять часть логистических функций - например транспортировку, экспедирование, складирование, грузопереработку, страхование грузов. Вместе с тем практика свидетельствует, что расценки за услуги логистических операторов в России нередко в 1,5-2 раза превышают затраты, на обслуживания своих собственных логистических сбытовых систем. Найти подходящего логистического партнера на российском рынке задача не из лёгких.
Приступая к реализации своего товара, производитель, прежде всего, должен определить, каким из двух способов осуществлять сбытовую деятельность: с помощью фирмы посредника (фирм посредников) или собственными силами. Выбор способа сбытовой деятельности для предприятия представляет собой сложную задачу. На практике установлению окончательной структуры канала сбыта предшествует длительный процесс планирования и переговоров. Но даже когда стратегия сбыта, выработана и принята к исполнению, этот процесс непрерывно пересматривается и усовершенствуется.
Отказ от привлечения стороннего оператора имеет ряд преимуществ, к числу которых относится: независимость от сторонних поставщиков услуг; обеспечение конфиденциальности собственных бизнес-процессов; самостоятельный их контроль и накопление положительного опыта осуществления.
Основной минус такого варианта - необходимость инвестирования значительных средств в непрофильные активы (складскую и транспортную инфраструктуру), окупаемость которых весьма продолжительна.
Алгоритм расчета срока окупаемости () зависит от равномерности распределения планируемых доходов, получаемых от функционирования ЛС. Здесь возможны два варианта.
-й вариант - доход распределяется по годам равномерно. В этом случае срок окупаемости рассчитывается делением единовременных затрат на величину годового дохода:
, (1)
2-й вариант предусматривает, что доход от инвестиции по годам срока окупаемости распределяется неравномерно. В этом случае рассчитывается прямым расчетом числа лет, в течение которых инвестиции будут погашены кумулятивным доходом:
, при котором , (2)
Данные варианты весьма приблизительны и не учитывают ряд факторов, но они дают общее представление о сроках окупаемости.
Выбор варианта организации сбытовой деятельности предприятия, основывающийся на сроке окупаемости, требует детализации состава логистических издержек и методов их оценок, а так же оценки экономической эффективности ЛС.
Основным финансовым показателем функционирования ЛС является выручка от реализации продукции (блок 1) рис. 1. Этот показатель учитывает и дает количественную оценку совокупному влиянию внутрипроизводственных, внешнеэкономических и социальных факторов. Для осуществления логистических операций требуются затраты ресурсов: труд персонала, занятого выполнением логистических операций (блок2: W - затраты на оплату труда этой категории персонала);материальные ресурсы на создание запасов в ЛС (блок 3: I - среднехронологическая стоимость материальных запасов, находящихся в ЛС); часть основных производственных фондов (ОПФ), используемых для логистических операций (блок 4: среднегодовая стоимость ОПФ, используемых для логистических операций). Использование перечисленных ресурсов находит своё отражение в показателе логистических издержек (блок 5).
Основная часть логистических издержек связана с выполнением ключевых сбытовых операций: складированием; переработкой; транспортировкой; экспедированием; подготовкой продукции для отправки к потребителю; предпродажная подготовка; сбор, хранение, обработка и выдачи информации о заказах, запасах, поставках и т.д.