Расчет обобщающих показателей проекта осуществляется с учетом факторов времени и возможных темпов инфляции. Процесс выполнения проекта и прогноз показателей маркетингового плана осуществляется в условиях неопределенности исходной информации. Такая ситуация требует учесть фактор риска в осуществлении проекта, который связан с неопределенностью результата исследований. Различают несколько видов риска.
Во-первых, риск, связанный с падением покупательной способности денег.
Во-вторых, финансовый риск, обусловленный финансовым положением и поведением фирмы.
В-третьих, финансовый риск, определяемый нестабильностью ситуации, складывающейся для фирмы на рынке товаров и услуг. Чтобы количественно определить риск, необходимо знать все возможные последствия какого-нибудь действия и вероятность самих последствий.
Принимая решения по тем или иным вопросам необходимо оценить степень риска. В условиях рыночной экономики можно выделить пять основных областей риска, представленные на рисунке 8.1.
Рисунок 8.1 - Основные области риска
Безрисковая область
При "осторожном ведении дел", когда субъект ничем не рискует, отсутствуют любые потери, и он получает как минимум расчетную прибыль.
Зона допустимого риска
В процессе деятельности субъект рискует лишь частью или в пределах всей величины чистой прибыли.
Зона критического риска
Субъект рискует тем, что в худшем случае произведет покрытие всех затрат, а в лучшем - получит прибыль намного меньше расчетного уровня.
Зона катастрофического риска
Субъект рискует не только потерять прибыль, но и недополучить предполагаемую выручку. В этом случае ему придется возмещать часть затрат за свой счет.
Величина возможных потерь
Деятельность субъекта приводит к банкротству, потере инвестиций.
Проблему минимизации риска можно решать, используя три известные способа: диверсификацию, приобретение страховки, получение большей информации о выборе и результатах.
Диверсификация со стороны инвестора заключается в размещении инвестиций в несколько различных проектов.
Известно, что если информация доступна, ее пользователь может выполнить более точный прогноз и тем самым снизить риск. Но информация является ценным товаром. Стоимость полной информации является разницей между ожидаемой стоимостью какого-либо приобретения, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.
Представляется возможным разделить все риски на группы по этапам жизненного цикла продукции. Для наглядности оценку рисков выполним в виде таблицы 8.1.
Таблица 8.1 - Виды рисков и пути их преодоления
Виды рисков |
Описание рисков |
Меры ограничения риска | |
Риски, связанные с поставщиками сырья |
Случайные задержки поставок сырья |
Постоянный запас сырья на предприятии, необходимый для нормального функционирования | |
Получение некачественного сырья |
Тщательный входной контроль; заключение договоров с поставщиками по устранению ущерба в таких случаях | ||
Потеря поставщиков |
Создание базы потенциальных поставщиков, налаживание контактов с ними | ||
Завышение цен поставщиками | |||
Риски, связанные с производством |
Аварии, пожар |
Строгая производственная дисциплина; поддержание оборудования и электросетей в исправном состоянии | |
Отказы оборудования | |||
Невыходы персонала на работу, забастовки |
Взаимозаменяемость кадров; анализ социальной среды на предприятии | ||
Ошибки операторов, приводящие к браку |
Постоянное повышение квалификации работников; четкие должностные инструкции | ||
Неблагоприятная правовая ситуация (ужесточение законодательства, невозможность взять кредит) |
На предприятии должен быть грамотный юрист, постоянно следящий за развитием политической ситуации в стране | ||
Риски, связанные с реализацией готовой продукции |
Давление со стороны конкурентов |
Финансовое планирование; анализ сильных и слабых сторон конкурентов | |
Неплатежеспособность потребителей |
Постоянная актуализация цен на продукцию | ||
Барьеры в международной торговле |
Совершенствование качества продукции; подписание международных договоров |