Мотивация, отражающая ценности рыночной экономики, - усиление связи заработка от результатов работы, характерна для мужчин 25-39-летнего возраста. Молодежь придает большое значение творческой части работы. Для женщин в возрасте 40-49 лет отмечается сужение мотивационной сферы, для них ценным мотивом трудовой деятельности становится отсутствие угрозы увольнения, следовательно, основная мотивационная потребность этой группы - безопасность и защищенность.
Это неслучайно, так как рынок, создавая гибкую систему мотивационных механизмов интенсивного и высокопроизводительного труда, вместе с тем не гарантирует права на труд, доход и социальную защиту.
Реальная эффективность любых экономических мероприятий определяется их воздействием на отношение людей к труду. К сожалению, руководители редко учитывают социальные последствия принимаемых решений, которые, как правило, носят не комплексный, а сугубо экономический или технический характер. Любой руководитель осознает, что необходимо побуждать людей работать на организацию, но при этом считает, что для них достаточно простого материального вознаграждения. Не всегда такая политика может быть успешной, потому что по существу она не верна.
На условиях обеспечения насущных потребностей работников и должна строиться мотивационная политика руководителей организаций в сегодняшней России.
России следовало бы попытаться объединить различные способы управления персоналом, переняв самое рациональное, эффективное и разумное применительно к менталитету российского народа. Конечно, этот стиль управления персоналом тоже не будет идеальным, но он будет наиболее эффективным в российских условиях.
Выделим ряд характеристик, играющих негативную роль с точки зрения управления персоналом организаций, повышения производительности труда и внедрения инноваций. Такими характеристиками, в частности, являются: безынициативность, незаинтересованность в результате работы, формализм, низкий уровень ответственности, оппортунистическое и коррупционное поведение, нелояльность и несоблюдение этических принципов, отсутствие стремления к профессиональному росту и т.п.
На основании всего вышесказанного можно констатировать, что изменения трудовой мотивации в российском обществе рассматривается во взаимосвязи с макроэкономической ситуацией и в контексте динамики важнейших экономических показателей РФ, таких как: состояние основных фондов в промышленности и темпы их обновления; уровень реальной заработной платы, уровень инфляции; уровень жизни, демографические показатели (смертность, рождаемость, миграция); объем ВВП и объем производства по отраслям; уровень занятости, структура занятости, состояние рынка труда; соотношение форм собственности в национальной экономике; средний уровень рентабельности предприятий по экономике в целом и по отраслям. В результате труд не занимает высокого места (и не имеет такой перспективы в обозримом будущем) в иерархии ценностей россиян современного периода. Трудовая деятельность для большинства современных россиян - прежде всего средство выживания. В России на данном этапе ее развития мотивацию к производительному труду можно усиливать через материальную заинтересованность, конкуренцию рабочих мест и эффективную организацию производства.
В целом, по итогам теоретической главы можно сделать вывод, что мотивация и стимулирование трудовой деятельности является одним из основополагающих методов управления персоналом, побуждающим работников к достижению целей, стоящих перед ними и организацией. Одним из важнейших направлений повышения эффективности работы предприятий на текущем этапе развития экономики и общества является активизация мотивации персонала, раскрытие скрытых психологических, поведенческих ресурсов каждого сотрудника.
Характеристика и анализ управления персоналом в ООО «АВАНТАЖ»