Между тем кризис снизил скорость, но не остановил полностью приход иностранных операторов в Санкт-Петербург. В то время как одни закрывали отели на период новогодних праздников (второй год подряд в этом замечены некоторые отели сети Sokos), другие зарубежные отельеры открывали новые объекты гостеприимства в нашем городе. Так, в ноябре 2011 г. на углу Литейного пр. и ул. Чайковского был открыт «Ревал отель Соня» (173 номера) прибалтийской сети Reval hotels, оформленный в стиле произведений Ф.М. Достоевского. Имея в городе уже 3 объекта, финская гостиничная сеть Sokos предполагает далее усиливать свое присутствие в Петербурге, планируя довести количество отелей до 8. Кроме компаний Reval и Sokos в Санкт-Петербурге также присутствуют такие операторы как: Rezidor (3 гостиницы, а также еще одна, планируемая к открытию в первом квартале 2012 г.), Accor (2 гостиницы), Marriott (2 гостиницы), IHG, Rocco Forte и другие. В ближайшем будущем на рынок Петербурга готовятся выйти компании Starwood и Four Seasons. Всего в городе на Неве на начало 2012 г. было открыто 17 гостиниц, находящихся под управлением международных гостиничных операторов. Общий номерной фонд данных гостиниц составляет 5809 номеров (22% общего городского номерного фонда), из которых более трети, а именно 2204 номера находятся под управлением компании Rezidor через бренды Radisson (1 отель) и Park Inn (2 отеля). Кроме того, планируется открытие еще одного отеля на 270 номеров под маркой Park Inn на Невском проспекте около Московского вокзала. Все вышесказанное позволяет заключить, что именно Rezidor является основным игроком и ключевым международным гостиничным оператором в городе.
Рис. 2.2.2. Основные международные операторы на рынке гостиниц Санкт-Петербурга
Помимо открытия отелей и введения гостиниц в эксплуатацию не утихала работа и на фронте проектирования объектов гостеприимства, в том числе на фазах изыскательских работ и разработки документации. Принимая во внимание тот факт, что данные этапы является существенно менее затратными по сравнению со строительством как таковым, подобная активность выглядит вполне оправданной [22]. По состоянию на конец 2011 г. по данным Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга на стадии изыскательских работ находилось около 50 проектов, а разработка документации велась почти по 100 будущим объектам.
Повлияв на строительство и ввод в эксплуатацию новых отелей, мировой кризис также внес свои коррективы в показатели загрузки и доходности действующих отелей. Если до кризиса среднегодовой процент загрузки отелей города находился примерно на уровне 65-70%, то в прошлом году, сократившись на 20-25%, он достигал отметки всего лишь в 45-50%. При этом в начале года было отмечено сокращение загрузки на 30% и более по сравнению с аналогичным периодом 2010 г., а в первые два месяца 2011 г. загрузка отелей уровня 5 звезд вообще не превышала 15%. Несмотря на то, что в дальнейшем ситуация несколько выправилась за счет высокого сезона, тем не менее, 5-звездные гостиницы Петербурга наиболее серьезно пострадали от кризиса, тогда как сектор отелей 3-4 звезды перенес последствия кризиса легче. Во-первых, это связано с тем, что гостиницы уровня 5 звезд даже в кризис пытались сохранить расценки на проживание, порой даже в ущерб заполняемости, мотивируя свои действия тем, что существенное снижение цен повлияет на их имидж и не позволит им вернуться к прежним тарифам после кризиса. Во-вторых, произошло изменение приоритетов, и часть клиентов отелей 5 звезд стали останавливаться в отелях 4 звезды, при этом зачастую сокращая сроки пребывания в северной столице до необходимого минимума. В-третьих, необходимо помнить, что туристические потоки Санкт-Петербурга в отличие от Москвы характеризуются высокой долей групповых туристов и гораздо меньшим по сравнению со столицей удельным весом корпоративного сектора. Но поскольку в кризисные времена туристы предпочитают оставаться дома, гостиницы высокого уровня (равно как и самые крупные гостиницы города в категориях 3-5 звезд), ориентированные в немалой степени именно на эту категорию, в полной мере ощутили на себе последствия кризиса [28].
Пытаясь адаптироваться к новым условиям, в т.ч. оптимизировать собственные расходы, некоторые отели в период низкого сезона закрывали целые этажи. Однако все же наступил момент, когда пришлось снижать тарифы на размещение и, кстати, хотелось бы заметить, что полученный уровень загрузки отелей во второй половине 2011 г. во многом обязан именно подобному снижению. Естественно, подобные изменения не могли не отразиться на показателе доходности с одного номера (RevPAR), одном из основных индикаторов гостиничной индустрии, используемом для сравнения эффективности деятельности разных отелей между собой. По данным из различных источников в 2011 г. в зависимости от категории отеля показатель RevPAR снизился на 25-40%. Здесь, к слову, уместным будет напомнить тот факт, что в последние годы в гостиницах Санкт-Петербурга наблюдался необоснованный рост тарифов, вызванный высокими показателям загрузки отелей, и частично данное снижение RevPAR представляет собой не более чем возвращение к реальному и адекватному ценообразованию.