Оценка работников - это оценка итогов его работы. Но в силу особенности деятельности кадров управления результаты эти выявить непросто. Поэтому в оценку управленческих кадров включают два компонента: оценку труда данного работника и оценку личных качеств работника.
На практике существует подход, смысл которого состоит в контроле за деятельностью работника, результатом которого являются поощрения, наказание или продвижение по службе. При другом подходе делают акцент на поиске путей совершенствования работы и самореализации сотрудника.
В первом случае оценка осуществляется в форме аттестации членами экспертной комиссии, в сущности, наделенными судейскими функциями, которые ограничиваются заслушиванием отчета и вынесением «приговора». Во втором случае, работу оценивает непосредственный руководитель, выступающий, прежде всего, как советник, пытающийся вместе с подчиненными найти ошибки, пути их преодоления и решения задач.
Успех аттестации предопределяется объективным, доброжелательным отношением к аттестуемым, хорошим знанием их, ясностью целей, четкостью критериев и показателей оценки, которые сегодня часто определяются совместно руководителем и подчиненными на основе перечня служебных обязанностей и личных целей.
Показатели, с помощью которых осуществляется оценка, могут быть количественными и качественными, причем последние выражаются как в реальных величинах, так и в условных (баллах). К показателям предъявляются требования полноты и достоверности отражения результатов, индивидуальности, обеспечения сопоставимости как с предыдущим периодом, так и с достижениями других лиц.
Результатами оценки являются либо присвоение определенной квалификации, либо признание работника соответствующим или несоответствующим должности с определенными рекомендациями на будущее о сохранении в ней, повышении, понижении, увольнении.
Затем, как правило, начинается непосредственно процесс адаптации, то есть приспособление нового сотрудника к содержанию и условиям труда, социальной среде.
Выделяют три вида адаптации: профессиональную, психофизиологическую и социально-психологическую.
Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, обусловленных техникой и технологией деятельности, способов принятия решений, для начала в стандартных ситуациях.
Профессиональная адаптация начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника. Поскольку обычно достаточный запас теоретических знаний получен в учебном заведении, второй вариант часто оказывается более предпочтительным.
Психофизиологическая адаптация к условиям труда, режиму работы и отдыха и прочим особых сложностей не представляет и в большей мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций.
В ходе разработки системы оценки кадровой политики необходимо использовать приложение MS Project 2007, которое предназначено для руководителей проектов, которым необходима настольная система для независимого управления проектами. MS Project повышает эффективность организации работы благодаря наличию удобных инструментальных средств календарного планирования и управления трудовыми ресурсами, удобен для анализа данных и подготовки отчетов, делает простым взаимодействие между сотрудниками. MS Project 2007 согласован с другими приложениями MS Office 2007.
Таблица 17 - Рекомендуемая система основных показателей деятельности регионального комплекса по управлению человеческими ресурсами.
Показатели |
Единица измерения | |
1. |
Целевые показатели: | |
перспективный уровень потребности населения в образовании в разрезе половозрастных групп |
чел.-лет | |
перспективный норматив численности квалифицированных рабочих и специалистов (в целом по региону и отдельным отраслям) |
отн. ед. | |
2. |
Показатели, характеризующие деятельность комплекса: | |
обобщающий показатель результата деятельности (количество выпускаемых ежегодно учеников, квалифицированных рабочих, специалистов умножается на стоимость их подготовки от начала до завершения обучения) |
ден. ед. | |
производственная мощность комплекса (отдельно - количество мест в дошкольных учреждениях, школах, ПТУ, вузах) |
мест | |
производственные ресурсы (основные фонды, оборотные средства, | ||
трудовые ресурсы в стоимостном выражении) |
ден. ед. | |
эффективность подготовки кадров |
отн. ед. | |
эффективность использования кадров |
отн. ед. | |
3. |
Показатели, характеризующие структуру комплекса: | |
капитальные вложения, направленные на развитие предприятий, непосредственно участвующих в подготовке и выпуске учеников, рабочих и специалистов, т. е. на развитие: · дошкольных учреждений · общеобразовательных школ · ПТУ · вузов |
ден. ед. | |
капитальные вложения, направляемые на развитие предприятий, обеспечивающих комплекс (НИИ, проектные, строительные организации и т. д.) |
ден. ед. | |
результат деятельности предприятий, непосредственно участвующих в комплексе |
ден. ед. | |
результат деятельности предприятий, обеспечивающих комплекс |
ден. ед. | |
4. |
Показатели, характеризующие внешние связи комплекса: | |
количество рабочих и специалистов, подготавливаемых в других региональных комплексах |
чел. | |
количество рабочих и специалистов, подготавливаемых для других региональных комплексов |
чел. | |
номенклатура и объем поставок из «ресурсных» комплексов |
ден. ед. |