Как явление, цель представляет собой мотивированные документы, касающиеся развития компании, бизнес-план, тексты различных задач, лозунги и призывы, а также задание на разработку УР, философию УР или стратегию УР.
В общем виде цель должна удовлетворять пяти условиям (приложение 3): быть желаемой для ее инициатора (руководителя, специалиста) (Ж); иметь технические, экономические и другие возможности для разработки и реализации (В); быть необходимой для коллектива компании и общества (Н); находиться в рамках исторической приемлемости для ближайшего окружения внешней среды (ИП); текст цели должен включать ключевые слова, означающие постоянное изменение.
Например: достижение, расширение, сокращение, развитие, получение максимальной прибыли и т.д.
Свойства цели: суперзависимость, иерархия, обратное преобразование, недостижимость абсолютных значений.
Цели могут усиливать или ослаблять друг друга. В одном случае отсутствие какой-либо цели может свести на нет результат реализации остальных, в другом - отсутствие какой-либо цели может существенно усилить воздействие остaвшихся. Это свойство называется суперзависимостью.
Например, для ранее упоминавшейся цели компании: "Максимальное удовлетворение интересов и потребностей клиентов в качественной продукции", УР должно реализовать хотя бы три цели: реконструкция технического оборудования; совершенствование системы управления качеством; постоянное повышение квалификации персонала.
Если все три условия будут выполняться согласованно, то они будут усиливать действие друг другa (свойство суперзависимости). Если какая-либо цель не будет выполняться, то затраты на выполнение других целей не приведут к достижению общей цели компании.
Суперзависимоть приводит либо к положительной синергии, либо - к отрицательной.
Свойство иерархии проявляется в том, что большие по затратам или времени цели могут быть разделены на более мелкие, подчиненные основной идее большой цели. Обычно УР нaправлено не на разрешение цели, а на решение составляющих ее конкретных задач. Поэтому для каждой цели необходимо формировать не менее двух задач. Если получается только одна, то цель преображается в задачу.
Свойство обратного преобразование заключается в том, что набор сложных задач может быть представлен в виде нового набора целей с последующим формированием новых наборов задач (приложение 4).
Свойство недостижимости aбсолютных значений определяется тем, что все процессы в управлении и экономике являются постоянно изменяющимися непрерывно и дискретно. Поэтому цель должна ориентироваться не на какие-либо конечные значения, а на динамику процесса. Например, можно ли считать целью предприятия по производству автотранспорта следующий текст постaновки цели: "К 2010 году полностью перейти на выпуск только тановки целироизводству авто транспорта ции. ии, и формируются выводы грузовых электромобилей с электродвигателем работающим от солнечной энергии"? Наверное, нет, так как трудно прогнозировать полную реализацию этой цели и уделять внимание таким аспектам, как прогресс, научные разработки и скорость их внедрения и пр. А вот предложение такого характера для предприятия автопромышленности может быть: "Совершенствовать технические характеристики грузовых машин" - это цель. Есть возможности достижения этой цели, они не отходят от основного профиля предприятия и могут быть реализованы с меньшими затратами.