Последние годы рынок в сфере гостиниц Санкт-Петербурга начала активно расти и развиваться, но в конце 2008 года рост прекратился, развитие сильно замедлилось. Причиной этого спада стал мировой экономический кризис. Но как стало ясно чуть позже, кризис может оказать не только отрицательное влияние, но и положительное. Развитие может продолжаться с нормальными темпами. Как говорится: во всем есть свои плюсы и минусы.
Так как региональная экономика росла, так как было доступно множество различных кредитов для разработчиков, проектировались и создавались неграмотные объекты. Но теперь, ситуация поменялась: кредиты для большинства компаний стали недоступны. И теперь требования к проектируемым объектам и к структуре их финансирования будут намного выше и намного качественнее. Так же настало отличное время для инвесторов, имеющих хороший капитал. Сегодня именно они могут купить объекты гостиничного бизнеса по самым низким ценам, которых раньше не просто быть не могло, но даже никто и не мог о таком подумать.
Кризис сказался и на текущих проектах разработчиков: хотя многие продолжают строиться, но некоторые все-таки оставили до лучших времен. Но при этом, те объекты, которые находятся на финальной стадии строительства, вероятнее всего, будут завершены, так как компаниям будет крайне не выгодно прекращать строительство: достроив объекты, такие компании смогут получать с них хоть какую-то прибыль, или же, на крайний случай, их можно будет продать другим участником рынка [7].
На сегодняшний день Санкт-Петербург имеет около 450 различных гостиниц. Из них десятка - это пятизвездные отели, три десятка с небольшим хвостиком - гостиницы класса «4 звезды», чуть более сотни гостиниц с уровнем сервиса «в три звезды». И больше всего гостиниц - это гостиницы класса «мини отели» или «мини гостиницы».
Однако, в Петербурге до сих пор наблюдается нехватка отелей «трехзведного» уровня. Ведь общее количество комнат в действующих отелях Санкт-Петербурга превышает отметку в 20000, в то время как номерной фонд в качественных гостиницах уровня 3 - 5 звезд составляет примерно 13 000 номеров.
Однако, появилась новая тенденция - открывать гостиницы в пригородах Санкт-Петербурга. Однако в этом году открылся всего 1 отель на 48 номеров. В самом Петербурге в начале 2010 г. были открыты два отеля: «Holiday Inn Московские ворота» на 557 номеров и «Москва-2» на 90 номеров.
В целом, получается так, что начало 2010 года, даже, несмотря на кризис, характеризуется большим количеством новых гостиничных проектов. Влияние мирового кризиса на гостиничный рынок Петербурга привело к сокращению темпов роста.
Главным фактором, влияющим на ценообразование, по-прежнему остается сезонность рынка. Таким образом, можно возлагать надежды на то, что экономический кризис, сдерживающие темпы роста, не сможет окончательно затормозить эту сферу, что, в свою очередь, позволит Санкт-Петербургу увеличить номерной фонд. Из чего следует, что Петербург будет становиться все более и более доступным городом для посещения иностранными и отечественными туристами, а что показать гостям города у нас найдется в избытке.
Причина сезонного спада - снижение покупательской активности. Как правило, связано это с влиянием природы, на которую менеджмент компании и все бизнес-сообщество в целом воздействовать не в состоянии. Главный ресурс для поддержания продаж в периоды сезонного спада - продуманная ценовая политика и клиентоориентированный подход [40].
Теория маркетинга определяет «сезонность», как «регулярные изменения спроса и предложения в зависимости от времени года». Причины спадов могут носить как объективный характер (смена времен года, изменение макроэкономической ситуации или законодательной базы), так и субъективный (например, жарким летом люди предпочитают уезжать из города, поэтому все предприятия теряют часть потребителей). Крайне важно понять причину спада - без этого каждый раз сезонный кризис неизбежно будет расшатывать бизнес.