Для выявление ключевых преимуществ используется метод SWOT (strong, weak, opportunities, threats - сила, слабость, возможности, угрозы) - совместный анализ сильных и слабых сторон предприятия, а также исходящих из внешней среды возможностей и угроз [4].
Сильные стороны могут включать в себя: специальные навыки и умения; аккумулированный опыт; высокую профессиональную компетентность; доступ к ресурсам; репутацию; географическое положение компании и торговых точек; имеющиеся технологии и потенциал их обновления; способность к адаптации.
Факторы, недостаточно развитые для того, чтобы стать сильными сторонами компании, превращаются в слабые.
Полный анализ сильных и слабых сторон охватывает исследование:
· организации: тип организационной структуры; руководящие кадры (интересы, квалификация, структура полномочий и ответственности); система координации (нормы, правила, регламенты, процедуры); система контроля; система планирования;
· персонала: отношения (степень энтузиазма, моральный климат, согласованность интересов); профессиональная компетенция (знания, технические навыки и умения, профессиональный опыт); численность;
· маркетинга: знание потребителя (потребностей, вкусов, социального состава и динамики); гамма продуктов (целостность и полнота покрытия выбранного сегмента рынка); качество и новизна продукции; качественный сервис; репутация; клиенты, их численность, удовлетворенность и лояльность;
· технологий: установленное оборудование; производство; усовершенствование продукции; НИОКР;
· финансов: оборот; отношение затраты/эффективность; возврат на собственность, активы, инвестиции; скорость роста.
Исследование сильных и слабых сторон должно включать в себя не только анализ каждого фактора по отдельности, но и анализ целостности наблюдаемой картины. Рекомендуется систематически проводить анализ сильных и слабых сторон наиболее близких конкурентов.
Возможности: выход на новые рынки или сегменты рынка; расширение производственной линии; увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах; добавление сопутствующих продуктов; вертикальная интеграция (интеграция предприятий вдоль производственного процесса, системы распределения и продажи, т.е. приобретение или усиление контроля над поставщиками и посредническими структурами); ускорение роста рынка.
Угрозы: возможность появления новых конкурентов; рост продаж замещающего продукта; замедление роста рынка; неблагоприятная политика правительства; возрастающее конкурентное давление; рецессия и затухание делового цикла; неблагоприятные демографические изменения.
Для установления связей слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей составляется матрица СВОТ, которая имеет следующий вид (рис. 4).
Рис. 4. Матрица SWOT
Слева выделяются два блока (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно выписываются все выявленные на первом этапе анализа стороны организации. В верхней части матрицы также выделяется два блока (возможности и угрозы), в которых выписываются все выявленные возможности и угрозы. На пересечении блоков образуются четыре поля.
Поле СИВ (сила и возможности): следует разработать такую стратегию, чтобы сильные стороны организации и ее большие возможности во внешней среде взаимодополняли друг друга и давали максимальную отдачу.
Поле СЛВ (слабость и возможности): стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости.