Объектом анализа системы управления является также хозяйственный расчет фирмы. Укрепление хозяйственного расчета - основа расширения его экономической и финансовой самостоятельности. Хозрасчет обеспечивает экономическую заинтересованность и ответственность предприятия и его трудового коллектива за полное своевременное выполнение принятых обязательств перед потребителями, кредитными организациями, поставщиками средств производства. В современных условиях предприятие должно стремиться обеспечить не только самоокупаемость, но и само финансирование развития производства.
Для начала можно проанализировать такой показатель самостоятельности предприятия как ликвидность (см. Приложение 4).
Коэффициент быстрой ликвидности должен быть больше 1. В нашем примере на начало года он был - 0,26; однако к концу года он значительно увеличился и составил - 0,82; т.е близок к 1, но не достаточен. Это свидетельствует о том, что для погашения краткосрочных долгов ликвидных активов не достаточно и в случае необходимости предприятие будет вынуждено расплатиться за счет товарно-материальных запасов.
Коэффициент абсолютной ликвидности не должен опускаться ниже 0,2. В нашем случае он очень мал из -за отсутствия средств.
Рассчитанные показатели ликвидности свидетельствуют о том, что у предприятия нет денежных средств для оплаты краткосрочных обязательств. При условии поступления денег по дебиторской задолженности (что маловероятно, т.к. период оборачиваемости дебиторской задолженности 1151 день приблизительно 3 года, а основным дебитором является Администрация г. Астрахани) предприятие могло бы расчитывться с кредиторами в начале года на 26 %, в конце на 82 %.
Проанализировав показатели ликвидности можно отметить, что предприятие находится в нелегком положении, но делать выводы трудно. Необходимо провести более широкий анализ.
Еще одним показателем самостоятельности и самофинансирования являются показатели устойчивости, т.е. независимости предприятия, способности предприятия маневрировать собственными ресурсами.
Анализ показателей соотношения собственных и заемных средств (см. Приложение5) показывает степень свободы предприятия. Можно сделать вывод, что в начале года коэффициент автономии был равен 0,3 (критерий 0,5), а к концу уменьшается до 0, 124, т.е.предприятие не сможет, в случае необходимости, покрыть обязательства собственным капиталом.
Коэффициент финансовой зависимости составляет на начало года 3,33 (при рекомендуемом < 1 ), на конец года увеличился до 8,06. Это означает, что в среднем 8,06 рублях вложенных в активы 7,06 - заемные средства.
Таким образом, можно сделать вывод, что предприятие находится в сложной ситуации, доля заемных средств, а следовательно и степень зависимости велика, при том, что коэффициент обеспеченности собственными средствами оборотными вначале 1998 г. отрицателен (вообще нет в наличие собственных оборотных средств), к концу года он становится равен 0,002, но это тоже очень мало.
Однако, можно заметить(см. Приложение 5), что малая доля собственных оборотных средств компенсируется избытком основных. Так, значение коэффициента постоянства актива на начало года составил 1,29 на конец 1,01. Это объясняет тот факт, что у предприятия нет оборотных средств на начало года и мало в конце. Большая часть денежных средств вкладывается в основные средства. Посмотри, за счет чего поддерживается такой высокий показатель величины основных средств (см. Приложение 2, таблица 3). Из данных таблицы видно, что основная часть собственных средств вложена в транспортные средства (их стоимость в общей стоимости основных фондов на конец года составила 62,9 %). Это оправдано спецификой строительных работ, т.к. существует постоянная потребность в транспортировке материалов, перевозке людей, т.к. работы производятся не только в г. Астрахань, но и за ее приделами. Малая доля транспортных средств тормозила бы производственный процесс.
Еще одним показателем устойчивости и самостоятельности является возможность руководства следить и осуществлять обновление основных средств. Для расчета коэффициента обновления фондов, анализируют динамику коэффициента амортизации.