Известное утверждение Билла Гейтса: «Самые выгодные вложения - это вложения в образование».(22,с.14)
В современных условиях быстрого устаревания профессиональных навыков способность организации постоянно повышать квалификацию своих сотрудников является одним из важнейших факторов долгосрочного успеха. Профессиональное внутриорганизационное развитие, которое называют процесс формирования у сотрудников поведенческих навыков, компетенций, ценностей прошло в течение прошлого века путь от элементарного обучения на рабочем месте, проводимого Фредериком Тейлором и его последователями, до ключевого организационного процесса, в который вовлечены практически все сотрудники.
Зачем обучать персонал? В идеале любой руководитель, рассматривая вопрос о проведении обучения, должен понимать, какую пользу получит организация в результате. Довольно часто приходится сталкиваться с тем, что руководство организации, заказав обучение учебному центру, формулирует задачи, которые, по его мнению, должны быть решены в ходе обучения, в самом общем и неопределенном виде: «Хотелось, чтобы люди встряхнулись, освежили свои знания», исходя при этом из того, что обучение в любом случае даст какую-то отдачу, потому что от учебы, как говорят, «кроме пользы, вреда не будет».
Будет ли обучение продуктивным или бесполезным, зависит от того, насколько тесно обучение будет увязано со стратегией и целями компании. Обучение работников, не увязанное с организационными целями, для использования результатов которого не создано условий, рискует превратиться в пустую трату времени и денег. Да и сами работники меньше ценят то обучение, результаты которого они не могут использовать в своей работе.(19,с.314)
Для того чтобы обучение отвечало интересам организации, еще на подготовительной стадии следует прояснить важнейшие интересы организации, связанные с работой по обучению персонала, ответив на следующие вопросы:
0 Какова сфера деятельности организации, на каком рынке она работает, кто ее основные потребители?
1 Чем организация планирует заниматься завтра? Какие функции и виды деятельности составят содержание завтрашней деятельности организации?
-Какие профессиональные дополнительные знания, навыки, и умения требуются работникам для успешного выполнения этих функций и видов деятельности?
2 Какие категории и чему надо учить в первую очередь?
3 В какие сроки должно пройти обучение разных категорий персонала для успешного и своевременного достижения целей организации?
Распространенная ошибка, которую многие компании совершают при составлении программ обучения, - проведение обучения по популярным в данный момент программам, но которые не связаны напрямую с работой и целями организации, которые не отвечают напрямую целям обучения. Участие в таких программах является скорее просто формой отвлечения от работы и отдыха для сотрудников организации. (35,с.16)
С появлением компьютеров начался новый этап - дистанционное обучение. В настоящее время существует около десяти систем класса HCSD-Human capital development system. Это системы по развитию «человеческого капитала», то есть персонала компании. Следующим этапом развития таких систем станет создание системы управления знаниями. Для организации массового обучения лучше подходит именно дистанционная форма.
Многие организации не увязывают назначение на новую должность или повышение в должности с необходимостью прохождения работником обучения, призванного подготовить его к работе на новом месте, к решению более сложных задач.
Систематический анализ потребности в обучении различных категорий персонала необходим для определения того, какие формы и методы обучения будут в наибольшей степени отвечать интересам компании. Когда вы берете на себя новые виды ответственности, вам необходимы новые знания и новые навыки. Продвижение по службе, предполагающее рост рабочей гибкости, делает все более важным обладание определенными навыками. Влияние новых технологий затрагивает все сферы деятельности, увеличивается скорость технических изменений.
Обучение взрослых людей отличается от учебы детей. Ноулз выделил четыре основные характеристики взрослых учащихся, которые отличаются их от детей:
4 Самоуправление: вы предпочитаете управлять тем, что вы изучаете и как вы это изучаете.
5 Использование опыта: вы понимаете, что вы можете использовать свой опыт во время обучения.
6 Готовность учиться: вы более всего заинтересованы в изучении того, что кажется срочным или нужным.
• Ориентация на проблему: вы больше интересуетесь обучением в ситуации, когда вы хотите лучше что-либо понять или вести себя по-другому.