В целом работа по бизнес - планированию - это очень трудоёмкий и достаточно длительный процесс.
Бизнес - планирование - это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес - планирования, осуществлением планирования, продвижением бизнес - плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес - плана, контроль выполнения [28, с. 216].
Можно выделить следующие основные стадии процесса бизнес - планирования:
· подготовительная стадия;
· стадия разработки бизнес - плана;
· стадия продвижения бизнес - плана на рынок интеллектуальной собственности;
· стадия реализации бизнес - плана.
Ключевым моментом подготовительной стадии бизнес - планирования является формирование перспективной бизнес - идеи. Бизнес - идея - это идея нового продукта или услуги, технического, организационного или экономического решения. К бизнес - идее можно прийти самостоятельно, перерабатывая информацию из разных источников или в ходе целенаправленного творческого поиска, но можно заимствовать уже готовую идею и дать ей новую жизнь через механизм приобретения существующих предприятий, поглощения, создания совместных предприятий или выкупа. Независимо от того, каким образом идея получена, важно очень тщательно её взвесить и оценить, с тем, чтобы убедиться, что она действительно может лечь в основу успешного предприятия [28. с. 230].
Убедившись в перспективности бизнес - идеи, приступают непосредственно к разработке бизнес - проекта и принимают решение о подготовке бизнес - плана. Формируется группа разработчиков бизнес - плана, определяется система финансового обеспечения бизнес - плана и открывается финансирование его подготовки.
После того как решены все вопросы по стадии разработки бизнес - плана, наступает стадия продвижения бизнес - плана.
Начальным этапом стадии продвижения бизнес - плана является организация и проведение презентации бизнес - плана. Презентация предшествует началу переговоров с потенциальными инвесторами и партнёрами по реализации бизнес - проекта. В ходе переговоров с потенциальными партнёрами происходит согласование условий и оформление договорных отношений. По результатам переговоров вносятся соответствующие коррективы в бизнес - план. Началу переговоров с инвесторами предшествует этап аудита бизнес - плана [8, с. 30].
Процедура аудита бизнес - плана внешними инвесторами проводится по определённой схеме, включающий, как правило, шесть этапов [24, с. 50]:
1. Определение характеристик компании - заявителя и отрасли её деятельности.
2. Оценка условий инвестиционного соглашения: форма заимствования и возврата долга, залог, гарантия возврата.
. Анализ последнего баланса:
· определение степени финансовой устойчивости и ликвидности, проверяется достаточность собственного оборотного капитала, уровень коэффициента покрытия;
· расчёт соотношения «заёмный капитал - собственный капитал»;
· оценка способности фирмы к заимствованию;
· оценка активов и обязательств.
4. Оценка «весомости» руководящей команды компании - заявителя.
5. Выявление особенности проекта.
. Общий анализ бизнес - плана.
Только после завершения работы по пяти первым этапам и получения вывода о целесообразности дальнейшего рассмотрения проекта переходят к шестому этапу - общему глубокому изучению бизнес - плана. При необходимости выполняются узко профильные экспертизы: маркетинговая, технологическая, патентная и экономическая.
Завершается аудит бизнес - плана принятием или отклонением решения об его инвестировании.
Этап реализации бизнес - плана охватывает период от принятия решения об инвестировании до начальной стадии практической реализации проекта, включая коммерческое производство. Очень важно внимательно спланировать эту критическую фазу делового планирования, так как отклонения от первоначальных проектных данных могут легко подвергнуть опасности весь бизнес - план. Реализовать бизнес - план - значит выполнить все рабочие задачи в фирме и вне её, необходимые для того, чтобы перевести деловой проект из стадии бизнес - плана в реальную производственную стадию [6, с. 68].