· определить состав маркетинговых мероприятий, фирмы по продаже товара (предоставлению услуги);
· оценить финансовое положение фирмы и соответствие потенциальных ресурсов возможностям достижения поставленных задач;
· предусмотреть трудности, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.
К основным причинам составления фирмой бизнес-плана относятся такие, как: ознакомление потенциальных партнёров с замыслами предпринимателя; необходимость знания инвесторами и кредиторами объективной оценки делового предложения; цифровое обоснование эффективности бизнес - идеи. Основной вопрос составления бизнес-плана заключается в том, чтобы доказать целесообразность и экономическую эффективность предпринимательского проекта, для выполнения которого предприниматель пытается привлечь дополнительные средства. Бизнес-план помогает координировать деятельность партнёрских фирм, организовывать совместное планирование развития ряда организаций, связанных кооперированием и изготовлением одного или нескольких взаимодополняющих продуктов [12, с. 328]
Разработка бизнес-плана должна подчиняться следующим основополагающим принципам:
· гибкости, что даёт возможность постоянно адаптировать план к изменениям среды, в которой функционирует данная фирма;
· непрерывности, что предполагает «скользящий» характер планирования;
· коммуникативности, что определяет координацию и интеграцию усилий, то есть в расчётах плана всё должно быть взаимосвязано взаимозависимо;
· интерактивности, что означает творческий характер планирования неоднократную проработку уже составленных разделов плана;
· многовариантности, позволяющей выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;
· участия, предусматривающего возможность вовлечения в процесс планирования всех участников будущей организации;
· адекватности, то есть отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования. [12, с. 329]
Для составления бизнес-плана привлекается обширная информация, затрагивающая широкий круг вопросов о рынке, состоянии отрасли, новых технологиях, оборудовании и др. Значительная часть информационного материала не входит в окончательный официальный вариант бизнес-плана, но заслуживает внимания при предварительной разработке его рабочего варианта, в который включают всю рабочую информацию, сгруппированную по разделам документа. Эти материалы могут иметь разнообразный характер (от описаний и формулировок идей до расчётов, оформленных в виде таблиц произвольного типа); они постоянно дополняются в процессе работы и используются при модернизации официального варианта бизнес-плана. Таким образом, соблюдаются основополагающие принципы составления этого документа. Информация, содержащаяся в бизнес-плане, в дальнейшем будет использоваться не только руководством фирмы, но и отдельными специалистами в их повседневной работе: бухгалтером, экономистом, менеджером, коммерсантом, юристом, финансистом и др.
Как правило, бизнес - план разрабатывается на несколько лет. Показатели первого года даются с разбивкой по кварталам (возможно и месяцам). Годовой бизнес - план фирмы может уточняться и продлеваться на следующий год.
Таким образом, бизнес-план представляет собой краткое, точное описание предполагаемого бизнеса.