1)организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка сегодняшнего состояния организации;
2)выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности организации с акцентированием внимания как на сильных, так и на слабых сторонах;
3)формирование инвестиционно-проектных целей этой деятельности на планируемый период.
Выбор целей конкретного предприятия должен исходить, с одной стороны, из его текущего состояния, а с другой - из возможностей предприятия в данной экономической ситуации. Детализация зависит от планового горизонта: цели, ориентированные на далекую перспективу, имеют достаточно общие формулировки, а на ближайший период - конкретные.
В любом случае цели должны быть количественно определенными, ограниченными во времени, реалистичными и достижимыми.
Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные проблемы:
1 определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
2 сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения, а также определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;
3 выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям, оценить производственные и торговые издержки по их формированию и реализации;
4 выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда поставленным целям;
5 определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
6 уточняются типы коммерческих рисков и условия страхования
7 оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.
Наряду с главной, определяющей целью, в поле зрения составителей бизнес-плана должны находиться и другие цели и задачи, достигаемые посредством проведения намечаемой сделки. Среди них в первую очередь нужно отметить социальные цели, связанные с удовлетворением первейших запросов населения, преодолением дефицита товаров и услуг, оздоровлением экологической обстановки, улучшением психологического климата в стране, созданием новых духовных, культурных ценностей, развитием научно-технического и творческого потенциала, расширением деловых контактов, межрегиональных связей
Бизнес-план можно рассматривать как систему увязанных во времени и пространстве, согласованных по целям и ресурсам мер и действий, направленных на успешное достижение целей получения максимально возможной прибыли.
Для упрощения этого определения можно отметить, что в отличие от целевых комплексных программ в бизнес-плане основное внимание сосредоточено на финансово-экономических аспектах достижения успеха, тогда как научно-технические, технологические, социальные стороны представлены в нем менее детально.
При формировании бизнес-плана важно не упустить из виду фактор времени. Кроме величины прибыли, цель должна аккумулировать и себе и привязку этой величины ко времени его получения. Следовательно, наряду с общей массой ожидаемой прибыли необходимо знать, как она будет распределяться во времени, не окажется ли прибыль запоздалой с учетом потребности предпринимателя в денежных ресурсах и воздействии инфляции, умаляющей значение арифметического прироста денег.
Бизнес-план выступает основой бизнес-предложения при переговорах с возможными инвесторами и будущими партнерами, используется при приглашении ключевых сотрудников, при подписании контрактов с персоналом фирмы. Он является не только внутренним документом фирмы, но и используется при установлении контактов. Это предъявляет определенные требования к его оформлению, форме и структуре.
Он должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и перспективах своего участия в нем. Поэтому не существует жестко регламентированной формы его представления и структуры. Однако, как правило, в нем предусматриваются разделы, в которых раскрывается основная идея и цели бизнеса, характеризуется специфика продукта фирмы и удовлетворение им потребностей рынка, дается оценка рынка и устанавливается стратегия поведения фирмы на определенных рыночных сегментах, определяются организационная и производственная структуры, формируется финансовый проект дела, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста фирмы. Объем и степень конкретизации разделов плана определяется спецификой компании и области ее деятельности.