Часто говорят, что произвести продукт иногда бывает легче, чем продать. Издательство, как и любое другое предприятие, действует на рынке, вовлекаясь в сложный процесс сбыта продукции, которая конкурирует с многочисленными альтернативными изданиями.
Если рынок, на котором предполагает действовать или уже действует издательство, недостаточно изучен, то оно рискует потерпеть фиаско в своих усилиях по производству и маркетингу своей продукции.
Организация деятельности в области сбыта предполагает установление сферы и путей движения продукции от изготовителя к потребителю. Сфера продвижения имеет три уровня: государственный, региональный и местный. От того, на каком уровне происходит товародвижение, зависит и количество каналов сбыта.
На практике издательства используют различные варианты распределения товаров: с участием промежуточных звеньев (косвенный канал) или без них (прямой канал).
Прямые каналы чаще используются компаниями, которые хотят сами осуществлять контакт с конечными потребителями. Их товары не требуют предварительного накопления, нуждаются в сервисном и фирменном обслуживании, целевые рынки ограничены. Косвенные каналы, напротив, привлекаются для увеличения целевых рынков сбыта, расширения продаж, сокращения затрат на реализацию и т.п.
Не существует единственного и наилучшего канала сбыта продукции. Каждый раз выбор определяется необходимостью максимально снизить затраты на услуги посредников, обеспечить надежный сбыт и своевременность доставки товаров на рынок. В конечном счете, производитель должен стремиться выбрать такой канал или такую их комбинацию, чтобы в течение возможно более продолжительного периода времени продавать максимальное количество товаров с минимальными затратами.
В «Обозревателе» имеются следующие каналы сбыта:
. распространение газеты через объединение «Белсоюзпечать»;
. по подписке.
Активное сотрудничество осуществляется с объединением «Белсоюзпечать», которое является своеобразным «головным центром» распределения газетно-журнальной продукции на территории Республики Беларусь. Распределительная политика ООО «Альянс-медиа» хорошо налажена и приносит свои результаты. С каждым годом растет численность читателей «Обозревателя».
Несмотря на то, что «Обозреватель» занимает достаточно устойчивые позиции на рынках сбыта, конкуренции со стороны некоторых газет избежать трудно. Основными из них являются газета «7 дней» и «Аргументы и факты».
Таблица 3.1 - Оценка позиций на рынке предприятия и конкурентов
Область сравнения |
Рынок А |
Рынок Б | ||
«Обозреватель» |
«7 дней» |
«Обозреватель» |
«АиФ» | |
Качество продукции |
4 |
4 |
4 |
3 |
Доля рынка |
3 |
2 |
3 |
4 |
Реклама |
4 |
1 |
4 |
1 |
Цены |
5 |
5 |
5 |
5 |
Основываясь на данных таблицы, можно сделать вывод, что по качеству газета находится на одном уровне с изданием «7 дней», «АиФ» немного уступает упомянутым выше изданиям. Цена сравниваемых газет примерно одинаковая, и оптимальна как для производителя, так и для потребителей, что сказывается на спросе. Издание занимает на рынке стабильное положение: газета нашла своих покупателей благодаря ценной, новой и полной информации.