Глобальный и крутой поворот в истории развития нашей страны в 90-х годах вызвал необходимость разработки новой парадигмы управления. Осуществляемые в стране экономические реформы будут успешны при соблюдении двух главных условий: во-первых, в основу реформ должны быть положены принципы и механизмы господствующие в Мировом экономическом сообществе; во-вторых, при проведении реформ должны быть учтены особенности развития и современного состояния экономики страны, менталитет и поведенческие характеристики населения, продолжительность периода преобразования и другие факторы и условия, формирующие развитие страны.
Особенностями предшествующего развития страны были:
· теория и практика управления, сформированная под воздействием марксистской парадигмы экономического развития;
· критерий социальной ориентации экономики - всестороннее развитие личности;
· роль экономического фундамента справедливого распределения по результатам труда выполняла общественная собственность на средства производства;
· регулятором производства выступал план;
· экономическая теория была в высокой степени политизирована и обосновывала необходимость реализации таких принципиальных положений как концентрация производства, его монополизация на государственных предприятиях, ориентация производственной специализации на народно-хозяйственную эффективность закрытость единого народно-хозяйственного комплекса страны;
· управленческая наука развивала фундаментальные положения, обосновывающие необходимость централизации управления, моноцентрической системы хозяйствования, прямого управления предприятием со стороны государства, ограничения хозяйственной самостоятельности предприятий, жесткой системы распределения и связей между предприятиями;
· колоссальная бюрократизация и командно-административный характер системы управления.
Новая парадигма управления представляет собой систему взглядов на управление экономикой в переходный период.
. Гибкое сочетание методов рыночного регулирования, основанных на обратных связях, с государственными регулированием социально-экономических процессов. Движение рыночной экономике - сложный процесс, непременным и активным участником которого должно быть государство. Рынок не способен решить много проблем общества и социального единства страны - проведение фундаментальных научных исследований, долгосрочных программ, социальной защиты населения, развития культуры и т.д. Государство должно и способно устанавливать и охранять общие правила функционирования рынка с помощью законодательства, государственных заказов, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок и налогов, различных форм стимулирования и контроля рационального производственного использования природных ресурсов, защиты потребителя и т.д. На государство возлагается и задача заполнения внерыночных зон хозяйствования: экологическая безопасность, социально-экономические права человека, перераспределение доходов, научно-технический прогресс, культура, ликвидация структурных и региональных диспропорций, развитие эффективных международных экономических отношений. Выполняя эти функции, государство регулирует спрос и предложение на макроуровне и, не ограничивая действие механизма саморегулирование на уровне организаций виде товарно-денежного обмена.
. Формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как открытых, социально ориентированных систем. Каждая организация должна самостоятельно решать не только вопросы внутренней организации, но и всей совокупности связей с внешней средой. Социальная ориентация организаций означает, что наряду с экономической функцией она выполняет и социальную роль, которая предполагает реализацию двух вопросов: удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах, производимых предприятием; и решение важнейших социальных проблем трудовых коллективов и среды обитания организации.