Этот вид адаптации связан с вхождением нового работника в первичный коллектив. В условиях этого коллектива протекает деятельность человека, через него осуществляются отношения с другими коллективами, в нем он формируется как субъект деятельности и управления. На социально-психологическую адаптацию наиболее сильное влияние оказывает индивидуальность личности, т.е. сугубо личные привычки и умения строить свое поведение. Трудность адаптации заключается, связана с другими фактами. Первичный коллектив - это среда, непосредственно окружающая человека. По значимости и своим функциям она напоминает семью. Как правило, семейные отношения складываются в течение длительного времени, при этом они заранее предопределены хорошо разработанными представлениями членов семьи. В первичном коллективе эти роли заранее не определены. Сам выбор социальных и профессиональных ролей включен в адаптационный процесс и связан с желаниями и возможностями самой личности. Научно установлено, что социально-психологическая неадаптациями дезадаптациями лежат в основе явления текучести среди молодых рабочих, а также лиц, склонных к поспешным решениям по поводу смены работы. Морально-психологический климат определяет настроение коллектива и, следовательно, отношение к адаптанту. Настроение определяет форму, в которой происходит воздействие на личность. В первичном коллективе, который характеризуется неблагоприятным морально-психологическим климатом, адаптант будет в первую очередь испытывать эмоциональный дискомфорт, при отсутствии взаимопомощи - затруднения в профессиональной деятельности. Могут возникнуть трудности роста, трудности интенсивно развития у личности свойств и качеств, оптимально соответствующих работе в коллективе. В регулировании социально-психологической адаптации, особенно в осложненных случаях, позитивную роль играет наставничество. Наставник играет роль связующего звена между адаптантом и коллективом. Также необходимо помнить и о других факторах, влияющих на социально-психологическую адаптацию - возраст, образование, место жительства, жизненный опыт, активность жизненной позиции, характер.
Заключение
Как было уже сказано выше, двадцатый век для России - век экономических потрясений и великих экспериментов. В настоящее время при относительной стабилизации экономического положения России стало возможным не только помощь при социализации в профессиональной сфере, но и в психологической помощи профессиональной адаптации населения. Уважающая себя фирма с помощью психолога проводит тестирование и диагностику будущего рабочего персонала, помимо этого проводит психологическую помощь и поддержку тем, кто заинтересован в этом. Наукой изучены законы развития межличностных отношений и постепенно введены в практику наблюдение и помощь персоналу при профессиональной адаптации. Подобная услуга, весьма распространенная в последнее время, может быть рассмотрена как признак развития общества с продуманной системой отношений. В персонале видят в первую очередь не рабочую силу, а личность со своими особенностями, проблемами, решение которых для продуктивного продолжения процесса деятельности, входит в задачу управления персоналом.