Это адаптация к рабочему месту, орудиям и средствам труда, технологическому процессу, временным параметрам работы, объектам труда, предмету труда, характеру взаимодействия между работниками в процессе труда. Профессиональная адаптация - это адаптация к самой трудовой деятельности со всеми обеспечивающими ее предметными и временными составляющими. Характерна при первом знакомстве человека с условиями новой работы. Сложность профессиональной адаптации зависит от того, сколько новых объектов включено в новую деятельность человека. Этим обусловлена длительность и глубина адаптационных процессов.
На процесс профессиональной адаптации влияют следующие факторы:
v Факторы среды, в которой осуществляется адаптация (рабочее место, технологический процесс)
v Факторы, которые могут быть названы индивидуально-личностными, т.е. связанные с особенностями самого адаптанта.
v Факторы управления процессом адаптации.
Индивидуально-личностные факторы многообразны.
q Исходный, т.е. предадаптационный, уровень знаний, умений и навыков. Скорость адаптации связана с профессиональным опытом. Ускорение адаптации тем больше, чем выше исходный уровень знаний, умений, навыков.
q Мотивация, определяющая отношение к деятельности, - это личностное побуждение к деятельности, т.е. побуждение, основанное на потребностях личности, ее ценностных ориентациях, интересах. Мотивы, влияющие на процесс адаптации, весьма разнообразны. Среди них можно выделить Мотивацию на основе интереса. Связана с удовлетворением стремления к знанию и развитию. Мотивация, основанная на интересе к самому себе как субъекту деятельности, наиболее продуктивна как основа адаптационного процесса, если связана с интересом к формированию у личности новых качеств. Также можно выделить мотивацию на основе чувства долга.
q Индивидуально-психологические свойства личности. Такие свойства как ригидность будут тормозить адаптацию, а такие, как лабильность, напротив, уменьшит трудности профессиональной адаптации.
Содержание производственных заданий должно увязываться с уровнем предадаптационной профессиональной подготовки работника. Исследования показывают, что даже при небольших изменениях в зоне рабочего места достижение ранее доступных результатов затруднено. Объектом регулирования также должен быть и темп включения адаптанта в выполнение всей совокупности технологических операций или должностных заданий. Соблюдение эргономических требований к рабочему месту - важнейший фактор обеспечения высокоэффективной работы. При несоблюдении антропометрических, психофизиологических, психологических требований к рабочему месту, лежащих в основе эргономических рекомендаций, способствует резкому возрастанию напряженности труда, а, значит, и более интенсивному процессу развития утомления, отрицательно сказывающемуся на результативности когнитивных явлений и формирования навыка. Стимулирование выполнения производственных заданий в адаптационный период выполняет две основные задачи: способствует получению адаптантом информацию о результатах своей деятельности. В условиях адаптации у работника возрастает потребность в получении информации. Это объясняется тем, что идет выработка новых для адаптанта способов и приемов работы. Он анализирует и контролирует свою деятельность, старается развить и закрепить рациональные приемы. Также необходим стимулирующий контроль со стороны руководства. Контроль в соединении со стимулированием, по преимуществу моральным и психологическим формирует у адаптанта чувство уверенности.