В зависимости от функционала специалистов есть несколько направлений логистики - транспортная, сбытовая, закупочная, складская и производственная (последняя включает в себя в той или иной степени все предыдущие направления).
Складская логистика представляет собой весь спектр бизнес-процессов, связанных с хранением товара на складе. Транспортная логистика включает все операции, касающиеся перемещения продукции из мест производства в промежуточные пункты хранения и точки продаж.
Специалисты, которые контролируют все потоки или «цепочку поставок» (supply chain) - от анализа товарных запасов и заказа товара до транспортировки и поставки конечному потребителю, называются менеджерами цепочки поставок (supply chain manager) и являются самыми высокооплачиваемыми и востребованными логистами.
В последнее десятилетие логистика претерпела существенные изменения, как в своей структуре, так и роли в бизнесе - постоянно растут запросы компаний к уровню логистического сервиса и компетенциям специалистов. Если ранее логистические службы даже на крупных производственных предприятиях ограничивались несколькими сотрудниками, то сегодня наметилась тенденция к выделению логистики в особое подразделение или департамент.
Как правило, опытные специалисты получают логистическое образование в качестве второго высшего. Однако в последние годы отделения по подготовке логистов стали открываться в государственных вузах, что позволило выпускникам школ сразу овладевать азами этой новой профессии. Впервые специальность «Логист» была введена в 2000 году в качестве эксперимента, а сегодня она уже представлена во многих учебных заведениях: спрос диктует предложение. Среди самых известных вузов - Государственный университет управления, ГУ-ВШЭ, Московский автомобильно-дорожный институт.
Карьера логиста выстраивается путем накопления профессионального опыта.
Логистика интересна тем, что в нее можно прийти с любым бэкграундом. Первоначальный опыт может быть приобретен либо в специализированной логистической, либо в торговой или производственной компании. Для того чтобы вырасти от простого специалиста до директора по управлению цепями поставок, нужно обладать менеджерскими навыками, умением вести деловые переговоры.
Деятельность службы логистики тесно взаимосвязана практически со всеми функциональными подразделениями компании. В идеале логист должен уметь считать как бухгалтер, анализировать товарные запасы и изучать структуру спроса как маркетолог, нанимать исполнителей как эйчар, руководить командой работников как управленец.
Обязанности логиста многообразны и непредсказуемы. При выстраивании схемы логистики предприятия он занимается не только оптимизацией работы склада или транспорта, но и налаживает взаимодействие ключевых подразделений, имеющих отношение к цепочке поставок.
Функционал логиста варьируется в зависимости от специфики рабочего места, поэтому следует выделить лишь основные и типичные обязанности:
работа с поставщиками и клиентами (оптимизация процессов доставки, хранения и отгрузки товара);
подготовка первичной документации, ее систематизация и формирование реестров;
формирование и размещение заказа;
составление и подача документов в разрешительные органы;
взаимоотношения с таможенными органами;
контроль и координация работы склада, транспортной службы;
прогнозирование оптимальных закупок (вместе с отделом продаж);
маршрутизация грузов.
Отдел логистики является структурным подразделением предприятия «Предприятие» и подчиняется непосредственно «Руководителю (директору, генеральному директору, президенту)»
II. Цели
Организация деятельности предприятия в области логистики для достижения конкурентных преимуществ на рынке.